Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
нежность
northern_wind
Очень хороший текст.
http://slavinsky.livejournal.com/411219.html

"Я не знаю, виноват ли в этом кризис, но явно в стране набрал (и продолжает набирать обороты) "второй сорт". Маркетинг второго сорта, дизайн второго сорта, отношения второго сорта. Т.е. это не идеальные (высший) и не стремящиеся быть идеальными (первый), а те, кто "не очень", но и расти не стремится, потому как на хлеб с маслом и икрой – хватает. И вот это "не очень" потихоньку становится стандартом. В маркетинге, в общении, в отношениях. Это неприятно, но это тенденция. Потому как догоняющие "второй сорт" (учащиеся у них) оказываются третьим...

Эта проблема растет из другой, куда более сложной, о которой умные люди предупреждали еще 10 лет назад... Причина в том, что вертикально распространяющиеся знания сменили вектор и стали расползаться горизонтально. Зачем нужен заумный учитель, когда сложение и вычитание может объяснить одноклассник – с ним и поржать можно. Обучение в стиле "фан".

Казалось бы, подобный подход может быть компенсирован доступностью знаний – ведь чтобы получить самые последние из них, не обязательно обучаться в вузах. Более того, из-за своей собственной сложной структуры получить актуальные знания и навыки в высшей школе становится сложнее – не хватает гибкости. Бери и учи... Но не берут и не изучают. Потому как лень. Потому как получение знания всегда связано с дискомфортом и внутренней борьбой. Конечно, если это знания высшего сорта. А когда их даёт вам выпускник экспресс-курса без практики и опыта (и без системных знаний тоже), но я об этом уже писал.

А в жизни это выливается в тот самый "второй сорт". Обрывочные знания, отсутствие эталонов для сравнения, кривая система мер и неспособность оценить и чужой, и, что страшнее, свой потенциал. Потому как кроме "второго сорта" ничего и не пробовал."


(я не за то, чтобы убрать фан отовсюду, наоборот за снижение порога вхождения в тему.
но когда остается только фан - увы. я очень, очень не люблю упрощение)

  • 1
Обрывочные и фрагментарные знания по теме могу быть полезны, когда у тебя уже есть база и ты ее просто расширяешь и углубляешь.
А в современном мире мастер-классов да семинаров базу набрять весьма тяжело. Зато ощущение, что ты это знаешь - уже есть.
Ну, мне так кажется.

Да.
Или когда только-только входишь в область и нужно как-то увлечься и сориентироваться.
(я вообще люблю сначала впилиться в деятельность, а потом получать образование
необходимость в серьезном парфюмерном образовании, скажем, начинаю ощущать только сейчас. до этого оно бы мне сбило руку)

А вот когда решают что этого достаточно - очень не люблю.

не согласен со связкой получение тру-знания=дискомфорт и внутренняя борьба.
дискомфорт и внутренняя борьба это либо если знание не твоё (как и любое занятие не своим делом), либо препод г.. не на своём месте.

Мне кажется, переход на другой, эээ... онтологический уровень всегда сопровождается некоторым количеством фрустрации. Это как мышечное усилие и усталость после.
Просто получение информации/навыков вполне может ее не вызывать, а смена стиля мышления чисто физиологически вызовет как всякая перестройка ожиданий.
Для того, собственно, и нужны учителя-наставники. Чтобы сказать человеку в этой фрустрации "не дрейфь, все получится" и осторожно его провести. Чтобы он хотя бы на свой внутренний конфликт не отвлекался.

По крайней мере, я очень люблю математику, это очень моё знание и мне везло на хороших учителей, но процесс получения не был совсем безоблачен.

Если ужас-ужас, мучение, ненависть и травматика - то да, это занятие не своим делом и не надо туда.
Но сейчас любая фрустрация, увы, записана в ужас-ужас.

Мне кажется, это глупость однобокий анализ явление обусловлено сменой ситуации в мире.
1. Домены знаний растут и становятся слишком большими для нишевых специалистов.
2. Домены знаний переплетаются между собой в неожиданных областях (machine learning + anything).
3. Информации в мире стало значительно больше, чем в наше школьное время, как сигнальной, так и шумной.
4. Сам социум поменялся в сторону распределенности и роста контактов.
5. Применение знаний поменялось от гомогенного к разностному. Строго говоря, раньше всех развозили автобусы по стандартным маршрутам, а сейчас у каждого есть авто или велик.

== Приходится менять подходы к обучению в принципе.

Что такое навык в высшей школе сейчас? Это до 30% от того, что кому-то пригодится в работе. Остальное приходится добирать точечно в зависимости от стратегии обучения. И тут наличие мастер-классов и семинаров очень помогает.
Вопрос только в том, что стратегию обучения нужно иметь. И этому пока что не учат, потому что не все поняли, что мир изменился. Но будут учить.

Мне кажется, что знаний приросло уже столько, что без базы в них не сориентироваться вообще никак. Нужна система категорий, нужен метод, нужен натренированный фокус внимания. Пристрелянный глаз на различия. Общее представление об области и существовании смежных.
База уменьшает количество времени, которое нужно тратить на детали (и чем сложнее, обширнее и разнообразнее тема, тем сильнее уменьшает).

И навык в высшей школе я вижу именно как построение этой базы (а если нет, такую высшую школу неплохо бы прикрыть). Это не до 30%, это много больше.
Но это "невидимая", "неочевидная" работа.

Edited at 2016-11-28 10:02 am (UTC)

Отличный пост!

ну оно да.
с другой стороны, я для себя не вижу смысла ехать учиться за рубеж, отличного от "пожить за рубежом" или "получить лычку". всех необходимых мне авторов я прочту или уже прочла дома с дивана, и даже так я вхожу в десятку, если не в пятерку, специалистов по теме в стране. вот возвращалась с конференции, шесть часов на поезде, монографию Моссе прочла, зачем мне для этого ебаться с поступлением и венгерской визой? вопрос строго риторический

Я тут вижу ключевое отличие от упомянутого в тексте "но не берут и не изучают". :)
Если берут книжки и изучают, то нет проблемы.

Мне кажется, образование иногда дает "опыление" стилем мышления, которое просто информация не дает. Но хорошие книги тоже его могут дать, просто усилий больше надо.

1. Сейчас у народа в целом упал ресурс. У многих на "высший" и "первый сорт" просто нет сил.
2. Сейчас выросли и делают погоду в обществе поколения 80-х - 90-х, которые с детства впитали, что даже необходимый минимум для жизни требует больших усилий, а максимум вообще неподъёмен по определению, а значит и стараться не стОит.
Насколько я этот вопрос понимаю.

Да, это как раз про упомянутый автором кризис.
Про экономический аспект (мало ресурса) и про ценностный (то самое выросшее поколение).

Ох да.
Я несколько лет назад вынуждена была уйти с должности куратора одного научно-развлекательного проекта. Потому что от меня потребовали упростить его больше, чем я была готова. То есть "оставить только фан". Потому что дети перестали тянуть и, увы, наши преподаватели тоже.
И в профессиональной среде такого хватает. То есть, я тоже не ведущий специалист области. Но когда, мимо меня, мучительно переживающей, что мои знания, возможно, недостаточны, радостно пробегают какие-то "коллеги", размахивая рекламными плакатами с ошибкой в каждом слове, я ощущаю сюрреализм происходящего.
Какое-то глобальное "и так сойдёт".

Да, понимаю.
Очень такое не люблю. Ставят побольше buzzwords и анимации как будто этого достаточно.

"Дети перестали тянуть" - это очень тревожный признак, кстати. Получается, их не учить нужно, а психотерапировать/разгружать. Здоровый ребенок сам к знаниям тянется.

Имхо
Иногда второй сорт вполне себе ок.
Но - ровно до тех пор, пока его не пытаются применить там, где нужен первый. И пока честно пишут, что это именно второй сорт.

Меня эта тема цепляет уже давно - на том, что можно купить за деньги.
Вот как цены поползли - производители повадились экономить на чём только можно, в том числе и на составе. Положить в роллы плавленый сырок вместо филадельфии, например. Или те же "сырные продукты". Или кондитерская глазурь, выдаваемая за шоколадные плитки.
И всё бы хорошо, если бы они честно писали, что сделали вот так. За те деньги, за какие продают - некоторые штуки такого рода я вполне сознательно покупаю. Но как же выматывает это постоянное вычисление - "вот это - это первый сорт, или второй, выдаваемый за первый?"

Конкретно к знаниям и навыкам - тоже не всегда первый сорт нужен.
Если речь идёт о хобби, особенно на уровне "мне интересно, как это чувствуется, когда делаешь то-то и то-то".
Если это попытка добрать тот-самый-велосипед-из-детства.
Если нужно решить конкретную разовую задачу.
Ещё обширная сфера - где-то у Фрая было - "я знаю это заклинание недостаточно, чтоб применить самому, но достаточно, чтоб опознать в чужих руках" - тоже бывает ценно.
Если цель - не "сделать дело качественно" а какая-то иная. Например, успокоиться об процесс.

Да.
Я очень за "достаточно хорошие" решения проблем, не всегда нужно городить огород с идеальным.

Но вот когда первый сорт вообще исчезает, а вместо него подается второй - это очень печально.
Пугает именно исчезновение мерной линейки. Невозможность оценить. Невозможность найти первый сорт, когда захотел именно его.

*подумав*
Это может быть как раз следствием нарциссичности мира. Недостаточно просто решить проблему, нужно объявить свое решение идеальным, лучшим. Независимо от того, является ли оно лучшим на самом деле.

Edited at 2016-11-29 04:00 am (UTC)

Перечитал и осознал что же мне ТАК царапало взгляд. Этот пост просто сплошной набор натяжек и приемов "грязной риторики".

Первый абзац - голословное утверждение. Доказывается, например, что какое-то время назад второсортного дизайна было меньше. ЩИТО!? По наблюдаемому мной, средний уровень того же дизайна неплохо так растет.
Второй абзац - ложное следствие. Примерно как: "сегодня утром я проснулся от холода, это следствие того о чем умные люди меня давно предупреждали - Солнце остывает!". Взаимосвязь между абзацами ровно такая же.
Третий абзац просто кладезь! Тут у нас и оценка по несвязанному параметру (высший сорт знаний, это знания которые вызывают дискомфорт у узнающего. КАК!? Как связаны переживания обучающегося и качество знаний? По этому критерию "знание" о вреде ГМО для меня являются знаниями высшего сорта). А уж "не берут и не изучают" "потому как лень" это просто классика машинки для чтения мыслей.
Тем более что не берут и не изучают несколько... противоречит факту роста площадок типа курсеры, фактам роста количества стажировок разной направленности и стоимости по всему миру.
Следующий абзац так же прекрасен. Кажется это называется логический круг?

Словом, пост получается офигенным самораскрытием и иллюстрацией к тем же тезисам, которые человек выдвигает.

Мне кажется то, что остается только фан - это, м, иллюзия из-за снижения порога вхождения.)
И плюшек у этого подхода больше, чем минусов.

Со знаниями ладно - но вот количество и доступность фототехники насколько снизило число разнообразных специалистов в этой области?

Может быть! Тогда это проблема поиска, наверное.
Можно предположить, что хороших специалистов меньше не стало, но вокруг столько пены, что когда нужен тот самый мифический первый сорт, его не найти. Либо совсем гении (гений неостановим и заметен), либо "ну, мы как-то справились".

Именно про фотографию я и вспоминала, если честно (но не только про нее). Столько второсортных фотографов и все восхищаются результатом в превосходных степенях. А по мне, так люди снимают шлак. И нет привычки разбирать классиков фотографии. Научились на курсах ставить свет - и все, вроде как достаточно.
(для точки отсчета - действительно хорошим мастером я считаю, например, Ольгу Паволгу. и она выкладывает в блоге обзоры тех, кто совсем уж невероятно хорош)

Edited at 2016-12-01 04:58 am (UTC)

Не очень поняла саму метафору про вертикальное\горизонтальное. Но теденция есть, да.
У меня вопрос стоит именно в том, что в плане обучения "первый сорт" не ясно где взять, от украинских вузов большинств народа плюется, люди из профессий советуют забить, идти работать и добирать походу, потому что полгода-год опыта работы, если реально пахать и интересоваться, перебьют диплом.
+Собеседования, где спрашивают то, что тебе пригодится года через три, хорошо если, а потом, после всех сложных вопросов, отправляют заниматься версткой и т.д.
Т.е. даже будь ты певый сорт, найти себе применение сложно, все не против второго, главное побыстрее. Ну, может кроме науки.

В общем,я бы пошла куда-нибудь учиться именно за мышлением, чтоб преподы понимали, что студентов они учат мышлению на примерах и студенты понимали. Или, если не мышлению, то умению создавать и контролироваь свой учебный процесс, отбирать именно нужные книжки и понимать, на что время тратить не стоит. Но это утопия.


ДА.
Вспомнился мне Толстой:

Прежде, бывало, вольнодумец был человек, который воспитался в понятиях религии, закона, нравственности и сам борьбой и трудом доходил до вольнодумства; но теперь появляется новый тип самородных вольнодумцев, которые вырастают и не слыхав даже, что были законы нравственности, религии, что было авторитеты, а которые прямо вырастают в понятиях отрицания всего, то есть дикими.

(...)

И понимаете, в старину человек, хотевший образовываться, положим француз, стал бы изучать всех классиков: и богословов, и трагиков, и историков, и философов, и понимаете, весь труд умственный, который бы предстоял ему. Но у нас теперь он прямо попал на отрицательную литературу, усвоил себе очень быстро экстракт науки отрицательной, и готов. И мало того: лет двадцать тому назад он нашёл бы в этой литературе признаки борьбы с авторитетами, с вековыми воззрениями, он бы из этой борьбы понял, что было что-то другое; но теперь он прямо попадает на такую, в которой даже не удостаивают спором старинные воззрения, а прямо говорят: ничего нет, evolution, подбор, борьба за существование - и всё.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account