Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
moon
northern_wind
Последние лет восемь совсем потеряла ощущение красоты, вернее, красоты-как-данности. Могла почувствовать как красивое почти что угодно, но не пропущенное через сознание удовольствие получала разве что от цвета. Полгода назад сказала Т. про японцев "они, по-моему, вообще не различают красоту и истину" и вдруг поняла вообще всё (это очень, очень неточная формулировка, но важная).

Я привыкла, что в европейской (пост-авраамической) традиции материальное - это окончательная проявленность, остановка исходного божественного импульса, сефира Малкут. Остановка смысла. Мы все давно порядочные атеисты, но краем сознания все равно живем в этой системе.
У японцев вообще нет этой дихотомии, у них любая вещь дышит и продолжает движение, импульс слит с материей. Мы это видим как недовоплощенность и несовершенство, но это не оно.
(оттуда же, кстати, их странная этика - у них нет разделения на душу и все остальное, есть представление об оформленности и структурировании исходной природы)

Сформулировала и нашла, похоже, кринцип красоты, который могу принять за свой. Если мне делать что-то свое, то только такое - кажущееся незавершенным, дыщащее. ‎
Оно не будет японским, оно будет европейским, конечно. Но что-то оттуда возьмет.
И вот, полгода спустя замечаю, что стало легче дышать. Что мне не нравятся многие стихи. Что единственное, что мне нравится в фейерверках - когда дым от предыдущего подсвечивается новым (я могла бы оценить композицию, построенную на подсвечивании дыма). Что от современного дизайна можно отмахиваться.
Что мне чисто и радостно нравится очень и очень многое.

Сегодня наконец почувствовала просто красивой музыку. Не анализируя как она сделана.

  • 1
Понимаю тему разговора всё лучше и лучше.

- Если мне делать что-то свое, то только такое - кажущееся незавершенным, дыщащее. ‎

Да, для себя тоже так решаю-ощущаю, иначе ощущение, что делаю что-то "на выброс заранее".
Что-то однодневное независимо от технических характеристик.
Что-то замусоривающее пространство.

- Что единственное, что мне нравится в фейерверках - когда дым от предыдущего подсвечивается новым (я могла бы оценить композицию, построенную на подсвечивании дыма). Что от современного дизайна можно отмахиваться.

хотеть

- Что мне не нравятся многие стихи.

.

По китайской каллиграфии это очень, очень заметно тоже. Текучесть и динамика как основа эстетического.
Могу на эту тему много наговорить.))


Говори же! Мне ужасно интересно!

Для меня они чем-то отличаются, кстати. Помню, что ты говорила про красоту как движение энергии.
Я сама китайское красивое вижу скорее как пространство, в которое может помещаться это движение/дыхание, не как само движение.

Edited at 2016-12-02 07:25 am (UTC)

Китайская эстетика для меня пока не очень понятна "в поле". Понятнее в музеях и на картинах, больше, чем "в жизни", сейчас обильно всё штурмуется Западом, это "забивает" картинку.
Но говоря об иероглифах, например, ключевое в их ценности - это присутствие динамики каллиграфа, то, какое ци он сумел вложить (к этому слову нужно обильное длинное пояснение), как зафиксировал силу, которую выпустил из своей кисти. Вообще я тут охреневаю уже второй год от знания  того, что китайская цивилизация - единственная из крупных в мире, в фундаменте которой лежит понятие "энергия", причём эта "энергия" неразделима на материю и дух, китайцам сам этот концепт непонятен.
О, надо в жж задвинуть про "душу" у китайцев, у меня кусок курсовой про это был. Всё кажется, что я всем рассказывала уже, но нет.
В целом: не было у них понятия идеального как в Европе или в индуизме, поэтому очень тяжело шло усвоение того же буддизма, например, непонятно было про переселение души, (с этим буддизм как раз спорил), потому что аналогичного индийскому понятия "отдельной от тела" души - не было. И так и у них всё, - захлёстывающая телесность и откуда-то полная каша в попытках думать теми же самыми абстракциями, что и евроиейцы.



Edited at 2016-12-02 07:07 pm (UTC)

При этом всё невербальное у классических китайцев оглушительно красиво. Живопись и интерьеры, ушу, цигун; видение природы, иногда какая-то одежда. Отношение к природным объектам


любопытно
Про японцев не знаю, но то, что в европейском понимании материальный мир - это сделанная Богом вещь, "шедевр" в средневековом смысле, готовое изделие и одновременно подарок - согласна. Красота - когда 1) ничто это изделие не испортило и 2) мы воспринимаем его именно как подарок, наше удовольствие от красоты = благодарность.

Очень интересно.

Я с коллегами буквально вчера через схожую аналогию понял, почему так сложно дать определение паттерна как содержательной сложности в статистической физике. Потому что сложившаяся в этой области традиция предписывает оперировать с неподвижными точками ренормгрупповых потоков, и на их основе говорить о классах универсальности, существенности/несущественности тех или иных микроскопических деталей и т.д., в то время как паттерн - это и есть сам поток, вне движения его определить нельзя в принципе.

Edited at 2016-12-02 12:59 pm (UTC)

Словила инсайт, но ответить почти нечего.
Но спасибо за этот комментарий. :)

Рад, что это нашло у Вас внутренний отклик :).

У меня очень всё плохо с китайским языком, кстати, но есть классные штуки, на которые я натыкаюсь время от времени.
Многие простые и телесные иероглифы одновременно означают сложные философские концепции. Например, 生 и 熟 (шэн и шу, которые пуэры). Первый это жизнь, рождать, свежий, гигиена и т.д., очень базовый, второй это про готовую еду так говорят. Эти же слова используются для обозначения 生蛮 и 熟蛮, дикие и окультуренные варвары. И для каллиграфии, обозначают свойства каллиграфии: когда есть культурность, цивилизация, и когда есть природность, дикость, переданная этой культурой, скажем так, причём второе считается более крутым уровнем и доступно очень корифеям.

Очень красиво!
Мне кажется, мы такие штуки почти в любом языке мира найдем. Просто изнутри привычной культуры не видно.

Скорее всего. Я тут иногда мучительно пытаюсь совместить свой чайный и свой условно востоковедческие бэкграунды. Получается с трудом, учитывая, что чай был передан не то чтобы про Китай. Но вот некоторые базовые понятия хорошо туда укладываются :)

Кажется, мне надо учить вэньян и подобное х)

Прочла все комментарии, интересно. Про Китай и Японию - разницу между ними ощущаю примерно так же, как здесь коллективный разум излагает. Подозреваю, правда, что за эмоциональным подтверждением или опровержением в Японию надо бы хоть раз слетать, там я ни разу не была. Япония видится на первый сторонний взгляд такой кавайной и высокотехнологичной, ня. А ведь в историческом анамнезе у нее бедность, воинственность и потрясающая азиатская отмороженность. И эти - забывшие себя потомки тех.

Я пока не была, но совершенно не могу ее видеть как кавайную.

Никто ничего не забыл, в том-то и дело.
Работа в японской корпорации больше напоминает вассалитет, чем знакомую нам американскую модель. Как они разбирались с Фукусимой - это ужас ужасный и тоже что-то феодальное (много ненужных и ничего не принесших жертв во имя лояльности, насколько мне известно).
В какой-то момент поняла, что забитые школьницы в японских ужастиках (те, которые потом в самую страшную нежить превращаются) - это быт и быль. Это даже не гоголевская "Шинель", это хуже. У человека христианской культуры есть/может быть неприкосновенный центр, душа-которую-никто-не-тронет, а японская школьница вся проницаема социумом. Не дай бог этот социум воспримет ее как-то не так.
И так далее.
Из этой точки понятно, почему, например, у Акутагавы Достоевский был про красоту и свободу.

Edited at 2016-12-05 05:06 am (UTC)

Так то ты. А я об общепринятом стереотипе. Она кавайная, конечно. Сверху. В розовенькой глазури такой страна. А под глазурью столько всего интересного. Эстеты и отморозки) Талантливые эстеты и не менее талантливые отморозки.

Кое-что они все-таки забыли. Как минимум - каково быть бедной страной. Или просто - неигрушечной. Японские студенты по обмену самые неприспособленные к удивительному русскому быту из всех, кто к нам приезжает. Какие-то такие, что хоть за ручку их води. Китайцы сами себя куда надо отведут и проблему сами решат.

Фукусиму не напоминай. Из-за этого их великого японского авося, когда ответственность друг на друга перекладывают, в наше - да, блин, и наше тоже, оно не только их! - море столько куботонн радиактивной воды слили... Кстати, у нас мог бы тот же самый авось случиться. И в Китае.

Проницаемость социумом - ну конечно же, вся дальневосточная Азия такая. И Япония. И Корея. В конце концов, если страна занимает почетное место в первой тройке развитых стран по числу суицидов среди молодежи, это симптом. Китай пофигистичней, жизнелюбивей, масштабней. Он тоже тот еще, но, мне кажется, из всей Азии русскому проще всего понять именно Китай. Скорее всего, из-за масштаба как раз.

Edited at 2016-12-05 08:19 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account