Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
reading
northern_wind
Накидайте мне примеров того как применение метафоры может улучшать понимание или ускорять обучение?
Меня особенно интересует освоение новой, ранее неизвестной области.
Знаю, что они должны быть, но что-то я в ступоре.

Я навскидку вспоминаю только физику. Электричество как вода, вот это все. Еще математические объекты как визуальные образы.
Хочется более простых, более повседневных вещей.

  • 1
мне очень нравится представление косинуса и синуса как пружинки с надетой бусиной. Смотришь в пружинку как в трубу - синус показывает угол, ходит по кругу. Смотришь на пружинку сбоку - синус в декартовых координатах, ходит волной вверх-вниз.

ого! спасибо большое!

Еще разрядность и дроби народ детям на лего объясняет. Единицы- кругленькие маленькие штучки, десяток - деталька на 10 насадок. Или детальку объявляют единицей, а на нее сколько-то нацепляют поменьше - выходит дробь.

Вы меня сейчас спасли. :)

треугольник Карпмана, пирамида Маслоу
сюда же "роли" и "сценарии"

(есть еще объяснение классических и современных крайне правых движений через метафоры соответственно слизевика и ризомы, но оно вам вряд ли пригодится)

:D
действительно вряд ли

совсем из другой области: понятие габитуса в социологии - через сравнение с габитусом как общим влиянием среды в ботанике. в самом начале видео объяснено на деревьях
https://www.youtube.com/watch?v=QnBMR5a3v8o

очень в тему. спасибо.

Так я поняла, чем занимаются программисты)

Годного примера не вспомнила, только анекдот)
Хотя. мне кажется, в программировании как раз часто встречается этот прием. Про наследование классов, например...

"Маркетолог спрашивает программиста: в чём сложность поддержки большого проекта?
Программист: ну представь, что ты писатель и поддерживаешь проект “Война и мир”. У тебя ТЗ — написать главу как Наташа Ростова гуляла под дождём по парку. Ты пишешь “шёл дождь”, сохраняешь, вылетает сообщение об ошибке “Наташа Ростова умерла, продолжение невозможно”. Почему умерла? Начинаешь разбираться. Выясняется, что у Пьера Безухова скользкие туфли, он упал, его пистолет ударился о землю и выстрелил в столб, а пуля от столба срикошетила в Наташу. Что делать? Зарядить пистолет холостыми? Поменять туфли? Решили убрать столб. Получаем сообщение “Поручик Ржевский умер.” Выясняется, что он в следующей главе облокачивается о столб, которого уже нет..."

rol_foster: Сегодня полдня искали ошибку, из-за которой, образно говоря, у Наташи при прогулке с Пьером падают трусы. Одна из функций программы делает то, что делать не должна. Откатили на вчера - трусы на месте. Перелопатили весь код обновления, там вообще ни трусов, ни Наташи, ни даже Ржевского, тупо красят дом Болконских. Чуть ли не пошагово разбираем - все нормально. Но трусы падают. И, чтобы найти причину, придется перелопатить весь код, а это недели две минимум.
В общем, начальник задумчиво посмотрел на девушку и волевым решением выдал Наташе подтяжки.

В программировании упрощенная его версия (при метафоре не все переносится), но да. :)

Анекдот ужасно жизненный.

Мм, объяснение валентности через "кол-во рук атома" или подвеску с крючками?)

или через паззл
спасибо!)

Некоторые студенты никак не могут сложить 1/2+1/2
А вот если их спросить сколько будет пол-литра и ещё пол-литра - понимают.

Ещё много там, где учат телесным штукам.
"представь, что в руке у тебя маленький пушистый цыплёнок" (постановка рук для пианино)
"задуть свечку" для флейты.
уже не помню дословно чего-то про аромат розы для пения - что нужно набрать воздуха сколько нужно.
"пройтись волной тепла по телу" в йоге.
"лезь как ящерица: спиной и хвостом а не лапами" на скале.

О, можно ещё Арью Старк брать, там мнооого:)

Git как реальное дерево - вот ствол, вот ветви. Я когда объясняю - прямо дерево рисую, с корнями и кроной.

В рисовании, когда надо объяснить про раскрываемость эллипсов от оси в обе стороны (http://ok-t.ru/studopediaru/baza10/1558739917738.files/image003.jpg) - говорю, что они раскрываются, как книжка, в обе стороны от корешка. Чем ближе к обложке книги - тем эллипс шире, т.к. "страница" открыта больше. Если ось вертикальная, а раскрываются они от горизонтали (разные стоящие банки, кувшины, вазы) - то "книжку" надо повернуть боком, чтоб "корешок" горизонтальный стал.
Про те же эллипсы, на этот раз про закругление их края: "есть два неправильных способа рисовать эллипс - рыбкой или сосиской, какой выбираешь?.." (прикалываюсь только с теми, кто уже способен шутить над своими просчетами).
Про фронтальную перспективу: "представь, что стоишь на железной дороге и смотришь туда, где рельсы сходятся в точку. Вот она и есть точка схода перспективы."

Edited at 2017-02-24 10:31 am (UTC)

Иероглифы же. Без ассоциаций их гораздо сложнее запоминать.

Движение людей на платформе метро в часы разной загруженности как динамика возбуждений в квантовой теории поля в пределе слабой, сильной и "средней" связи. Удобно для объяснения того, почему при промежуточных значениях константы связи описать поведение системы сложнее всего.

Придумал прекрасную тройную метафору для лекций по экономике.
"Эта фирма была их дойной коровой, с которой они постоянно стригли золотые яйца".

В следующем посте вспомнилось.

Метафора китайской комнаты помогла объяснить, почему не стоит пока ждать от компьютеров настоящего понимания языка.

У меня компьютерная игра "Тургор" сработала как учебник по самомотивации. На первый взгляд, это история про странные взаимоотношения сферических сущностей в вакууме, но слова и образы персонажей резонируют с чем-то в голове. По этому резонансу можно обнаруживать какие-то аспекты себя самого, и смотреть, как эти аспекты друг с другом взаимодействуют. Оказалось, что схема взаимодействия, набросанная в игре, с некоторой погрешностью и в некоторых пределах применимости, соответствует закономерностям взаимодействия между сущностями, обнаруженными в голове, и имеет предсказательную силу.
В общем, пока я крутил эту схему в голове, я попутно обнаружил у себя и освоил способность целенаправленно действовать для удовлетворения собственных желаний (а не по внешнему пинку и не тогда, когда дискомфорт достигнет предельного уровня).

Про йогу уже упоминали выше; принцип, похоже, тот же самый. Если какой-то аспект себя к сознанию не подключен совсем, его можно попробовать вытянуть при помощи метафоры, которая с ним будет резонировать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account