?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Про деды воевали.
I am of Ireland
northern_wind
http://himba.livejournal.com/838190.html

"Расскажу-ка я вам, как про войну рассказывают детям в той школе, куда пойдет мой сын в следующем учебном году.

Берут они с собой старшеклассников, которым по 16-18 лет, и едут куда-нибудь по местам боевой славы, в местные аналоги деревни Крюково. Там у всего класса отбираются все гаджеты. А взамен выдается рация, одна на взвод, каждому - вещмешок, оружие и форма, взаправдашняя - когда-то принадлежала участнику войны. На шею каждому вешается опознавалка - кто-то становится сержантом Янссеном, кто-то рядовым Ван Молем, имена все из того взвода, который конкретно эту деревню оборонял. Высаживают всю ватагу километров за 15 от деревни, и топают детки по жаре со всем своим барахлом.

Часа 2-3 топают. Оружие, которое не так много весит поначалу, становится очень тяжелым. Рюкзак натирает плечи. Хочется бросить тяжеленные вещмешки и полежать. Хочется поболтать, подурачиться, а нельзя. Тот, кому сержант достался, должен всю эту толпу держать в порядке - чтоб шли тихо, не орали, не отставали, вперед не забегали и не дурили (представьте себя 17-летнего на месте какого-нибудь пацана, которому надо внезапно сдерживать 15 человек своих одноклассников).

Доходят они до деревни, тут их преподаватель-командир ведет к дому, останавливаются. - Кто тут рядовой Ван Мол? - Я! - Когда ваш взвод подошел к этому месту, рядовой Ван Мол подорвался на мине возле этого дома. С этого момента "рядовой" молчит. Идут дальше. - Кто тут рядовой Стевенс? - Я? В этом месте взвод был атакован, рядовой Стевенс был ранен в бедро и погиб на месте от потери крови, помощь не успела подойти. И так идут они дальше, пока не доходят до кладбища, и не видят, как стоят в ряд, один за другим, камни с именами тех, чьи опознавалки у них на шее. И понимают, что из 15 в живых остались двое - таких же, как они, восемнадцатилетних салаг, которым хотелось дурачиться, слушать музыку, трепаться с противоположным полом, танцевать и целоваться, а вместо этого - жажда, голод, холод, боль, страх, усталость, и для очень многих - внезапная и страшная смерть.

А песен про "Хотят ли бельгийцы войны" тут нет, если не ошибаюсь. И про "деды воевали" я тут никогда не слышала."

  • 1
Мурашки по голове и слезы ручьем.

я очень редко репощу, но это тот самый случай
спасибо

я тоже редко, но очень уж, кхм, актуально.

Очень круто.
Хоть ты берись и у нас такое организовывай.

У нас есть нечто похожее по Петербургом: МПК Сестрорецкий рубеж. Там, конечно, не все конкретно так же с именами и проч.
Там программа рассчитана примерно на 3 часа: сначала, посещение воинского кладбища, а потом по пересеченной местности дети ходят строем, бегают и выполняют много заданий из курса НВП (полоса препятствий, стрельба, метание гранаты, перенос раненых). К концу третьего часа наши второклассники с трудом в колонну по два строились, т.к. устали, внимание притупилось и т.д.
В конце им дали надеть плащ-палатки и каски. И многие, как ни странно, поняли почему именно в конце, т.к. в снаряжении они бы просто не дошли до конца.
Кашу из полевой кухни рубали даже те, кто обычно кашу не ест или есть очень плохо.
Самое интересное, что нашлись дети, которые сказали, что у солдатов очень трудная работа. Т.е. ногами реально дошло то, что на слух донести невозможно.
Так что курс НВП в советских школах был правильным решением. Только как к любому предмету еще нужен хороший педагог.

Ну, у нас тоже есть всякое такое.
Только на мой взгляд второклассники - это рано. Не применят на себя это все.
В описанном выше способе там погружение много глубже.
А НВП, на сколько я знаю, у нас в школах до сих пор есть.

От НВП осталась фикция какая-то в виде ОБЖ. А про второй класс я рассказала в виде примера, потому что ездят туда дети разных возрастов.

И это очень хорошо.

Автор закрыл исходный пост.
Подозреваю, что репостов было много, и в итоге понабижало.

Могу её понять.

Ещё одно прочтение фразы "кто хочет мира, пусть готовится к войне".
Чем больше людей хорошо себе представит, как это, тем меньше будет хотеться, да.
А эти, которые "можем повторить", они же даже палаточный лагерь в большинстве дотащить и поставить ниасилят.

"про "деды воевали" я тут никогда не слышала." Вот как-то подозреваю, что если бы они могли сказать на эту тему: "Наши деды победили фашизм", а не "наши деды продержались 2 дня и сдались", они бы вспомнили про "деды воевали". А так у детей может появиться неполиткорректный вопрос: "А кто же тогда победил фашизм?" и придётся политически несвоевременно вспоминать этих варваров с Востока. Да и "мы победили этих Гансов" в нынешней объединённой Европе звучит как-то не объединяюще. Куда объединяюще вспомнить про то, что все европейцы понесли потери.

А так - да. По местам боевых действий, да на собственной шкурке - очень правильно и доходчиво.

Мне даже сказать нечего.
Насколько мне это понятно и точно.

Не знаю - откуда у меня очень мощный _сэмпл_.
Возможно _эльфийские_ настройки при всех просмотрах-прослушиваниях-чтении фильмов-песен-книг про войну.
Но я шурно знаю - "дойдут двое, в лучшем случае - из пятнадцати, сорока, сотни".
Боль от этого была (да и осталась) неописуемая, просто...
Принято говорить "я как-то научилась с этим жить".
Чтобы это значило, хм.

Спасибо за пример, да.

у бельгийцев, как я заметила, очень особенное отношение к войне.

потому что немцы пришли к ним в Первую мировую (сожгли одну из лучших в Европе библиотек, убили кучу народу, и вообще очень подорвали экономику страны), при этом бельгийцы мужественно сражались. Во Вторую мировую, когда Нидерланды не то сдались, не то объявили нейтралитет, бельгийцы все равно сражались (до вынужденной капитуляции).

а страна маленькая и людей мало.

я думаю, на таком примере лучше всего учить новые поколения. потому что иначе забудут, а бельгийцы допустить этого не могут (они и сейчас Германию и все немецкое терпеть не могут)


  • 1