Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
reading
northern_wind
http://ivanov-petrov.livejournal.com/2020778.html?thread=112982442#t112982442

- Любая игра by definition имеет мета уровень. Его можно игнорировать, эксплуатировать, изучать и т.д., но он есть, хочет Герой этого или нет. Наличие или отсутствие мета уровня в жизни (а также все стратегии взаимодействия с его наличием \ отсутствием) вопрос дискуссионный и срачегенерирующий.

И что IMHO самое важное, это потенциально могучий художественный прием, возможно недоступный в других медиа (помимо общего тропа 4-й стены\слома 4-й стены). По крайней мере именно им я объясняю катартический эффект который на меня произвел один из эпизодов Spec Ops: the line (который вообще со стороны выглядит как второразрядный шутан да по сути им и является) - отстранение и ужас от своих (ГГ и игрока) действий с одновременным пониманием их причины (метаигровой) и того, насколько эта причина невалидна (нет, я не про эпизод с белым фосфором).

- Расскажите, пожалуйста, про этот эпизод.

- Пожалуйста. Я дал очередь в толпу, которая повесила пленного (моего связиста). А потом меня "накрыло": "что я вообще сейчас сделал и зачем ?!"
По меркам компьюетрных игр это, конечно, не рядовое событие (расстрел безоружных NPC), но определенно не "life changing experience", казалось бы. Не знаю, как лучше сформулировать, почему это стало таким сильным переживанием, но попытаюсь.
Понимаете, в КИ практически нет насилия. Есть задачи, есть игровая механика, ты используешь одно чтобы достичь другого и получаешь удовольствие. Хевишь фан. Поэтому убийство миллиарда тупых мобов дуплетом в голову не вызывает эмоций кроме чистого визуального удовольствия от разлетающихся спрайтов. Да, иногда некоторые КИ ставят тебя в ситуацию, где ты как-бы отчасти серьезно относишься к принимаемым решениям и судьбам NPC, иногда это и есть смысл\задача игры. Но в этом эпизоде было не то и не так. Я сделал ужасную вещь, которую невозможно оправдать внутриигровой механикой. Это _не_ необходимо для продолжения игры. Это _не_ влияет на результат. Это _не_весело. Я мог бы выстрелить поверх голов, я даже начал очередь поверх голов но уже в процессе направил ее в толпу, потому что я хотел _причинить_боль. Ага, кучке полигонов. Ага, из-за того что добираться до этого хренова связиста последние 2 часа было очень тяжело и когда ты наконец-то устанавливаешь с ним визуальный контакт и видишь как его вздергивают - эмоций появляется много.
А потом я испугался себя и того, что я сделал. Вот эти вот истории про "я просто исполнял приказ", "меня вынудили", "это были отчаянные обстоятельства" - мы их привыкли слышать, иногда видеть их изображение, и имеем некоторое мнение об этом снаружи. Изнутри ощущается совсем по другому) Понятно, что смешно хоть в какой-то степени сравнивать события реальности и КИ, но это все же твой опыт и твой выбор.

Ты можешь закончить игру, можешь забыть как зовут персонажа, за которого ты играл и как звали того клятого связиста, но ты останешься человеком, который дал очередь в толпу, потому что он так решил.

  • 1

Ооо, мощное описание.


Хотя у меня такого опыта нет, но я, кажется, всё же могу представить, о чём речь.


Типа, такая обратная связь на _действия_.


А что здесь ты имеешь в виду под обратной связью?

Для меня это перевод действия из пространства игры в реальный мир, в пространство этики игрока.

Ну примерно то же, наверное, что ты сейчас сказала: "что я только что сделал". Персонаж всё-таки даёт дистанцию и одновременно ответственность. Это мне кажется интересным.


Мне понравилось про "практически нет насилия".
Ведь и правда.
Хотя нам и твердят обратное.

Я согласна. Взаимодействие же не с чем-то, чему можно посочувствовать.
А вот возможности "отработки" собственной внутренней механики имхо дофига в них. (Жалею иногда, что я не геймер и не срослось у меня с игрушками как-то на сей день)

Очень хорошо.

Игровая механика до определенной степени моделирует окружающий мир, с поправками. Ну понарошку, да, но насколько понарошку, зависит от создателей игры и мета-уровня как раз. Можно и вообще понарошковость убрать.

А еще игры показывают других людей. И пока все как бы понарошку, то убивать этих квази-людей можно, понарошку же. Все эти люди, которых сбиваешь в ГТА и убиваешь как Хитмен.
А штырек, который запрещает убивать людей реальных, мало-помалу расшатывается, вне зависимости от понарошковости. Штырек работает независимо от понарошку. И человек, который стреляет в толпу спрайтов, в момент выстрела уже не помнит, спрайты они или кто.

Игры, уж не помню, что там Хуйзинга писал конкретно об этом, это лучший способ обучаться.

Edited at 2016-12-20 03:54 pm (UTC)

Ты знаешь, я не замечала лично за собой такого.
Насколько я знаю, поздние исследования тоже не подтверждают.
И написавший этот комментарий автор явно станет скорее осторожнее в агрессивных импульсах.

Пост вообще не об этом и я бы не хотела нагнетания "обоже, игры обучают насилию".

У меня есть офигительный опыт, где я в игрушке про власть вдруг обнаружила себя без пяти минут черным властелином.
Начав хорошим книжным мальчиком-невротиком с мыслями о том, чтобы сделать всем лучше. И в каждый момент времени совершая "оптимальное" и "благое" в моменте действие.

Я не думаю, что эта игра приучила меня быть черным властелином, if anything. Скорее наоборот - дала возможность столкнуться с какими-то своими чертами и решениями в безопасной обстановке, до того, как они задели других людей (моих собственных возможных детей, например).


Вот за это я и люблю ролевые игры.

у меня вполне себе есть и возможности, и причины, и социальное одобрение убивать людей или хотя бы есть мясо, но я не делаю ни того, ни другого. от количества набитых мною в игрушках людей и животных мой порог насилия вообще никак не зависит, у кого зависит - пусть говорит за себя, ну, все так просто же.

игрушки нас меняют, да, и иногда сильно, но. почему-то очень мало обсуждается метауровень как способ внести эстетику игрушки в свой реальный быт, как черпание в игрушке ресурса и вдохновения, как проигрывание каких-то ролей и формирование об игрушку образа себя. все почему-то хотят самораскрыться на тему того, как они теперь готовы убивать направо и налево, вот спасибо

Мне кажется, это как раз история про формирование об игрушку образа себя.
Я не думаю, что этот человек когда-нибудь будет теперь стрелять в людей, но мог бы на нервах это сделать раньше.
Он выглядит deeply shocked своей способностью это сделать даже в адрес кучки пикселей. " Я сделал ужасную вещь, которую невозможно оправдать внутриигровой механикой." Мне кажется, это меняющий опыт.

И автор как раз противопоставляет обычное механическое насилие-не-насилие в играх и этическое действие против тех, кто на краткий иллюзорный момент показались разумными.

Интересно, что вы уже второй человек, который видит в этой истории рассказ о готовности убивать направо и налево, хотя я прочитала ровно обратное.
То ли дискурс к этому располагает, то ли я что-то просмотрела.

"ты останешься", а не "я остался"

Я это вижу как риторический прием и попытку дать другим лучше прочувствовать переживание автора.
(не люблю этот прием, но признаю его право на существование)

Потому что это же не обязательное действие в игре. Это что-то, что сделал лично он.

частенько это просто индивидуальный стиль, не имеющий отношения вообще ни к чему кроме каких-то внутренних процессов. он как раз не подразумевает никаких "других", просто в силу наличия в голове говорящего/пишущего некоего внутреннего собеседника, с которым на ты.

И я довольно много писала про черпание в играх вдохновения. :) Но эти посты никогда не собирали столько комментариев.

Edited at 2016-12-20 05:34 pm (UTC)

буду внимательнее читать)

Я забросила за всеобщим молчанием. :)
Стоит восстановить, наверное.

(впрочем, прямо сейчас я отыгрываю психотика в тёмном фентези, так что упс)))

Да, об многие игры действительно узнаёшь себя - и порою это знание бывает шокирующим.
Настолки дали мне осознание, что я не могу играть злых персонажей. Не могу абстрагироваться до такой степени. Могу играть нейтральных, добросердечных, мелко-эгоистичных, глуповатых - а злых не могу. С души воротит до такой степени, что начинает физически проявляться. Словно делаешь что-то очень поперек себя, и уговоры про выдуманных персонажей или кучку пикселей совершенно не помогают от этого отвращения.

Сейчас перепрохожу трилогию МЕ. Если играть так, как мне внутренне кажется правильным, получается парагон на всю шкалу. А вот мой бывший начальник, также выбирая лишь те варианты, что казались ему внутренне правильными и сообразными, оказался ренегатом.

Мне кажется, это во многом еще зависит от того, зачем люди играют в игры. Я вот пользуюсь ими, как возможностью сделать всё правильно, всех спасти и всем помочь - в реальной жизни я гораздо слабее, трусливее и сдержанней. В играх можно развернуться :)

А кто-то играет в игры потому, что можно делать, что хочешь, и ничего тебе за это не будет. Вседозволенность, свобода, отсутствие ограничений, возможность всем навалять и почувствовать себя крутым и сильным. Фактически, те же самые слабость, трусость и сдержанность, что и у меня, только действия другие.

И тут же вспоминается свеженький "Вестворлд", в котором тоже можно делать, что хочешь. Ты смотрела? Он того безусловно стоит.

Ага!
Я очень много поняла как раз пытаясь играть злых персонажей.
Чисто злых тоже не могу.
А вот "я прав и счас принесу вам правоту" (а по итогам упс) получается. И старающего быть ок, но с психотическими проблесками - тоже получается.
То есть, для злых дел нужна очень весомая мотивация.

С МЕ у меня очень интересно было.
Второй герой у меня был с ренегадскими опциями, и я обнаружила, что делаю примерно те же самые вещи, но только с другими ветками диалогов и с другой мотивацией.
(я мало отыгрываю себя и много ролплею. но все мои персонажи в каком-то смысле я)

И ага, мотивация играть у всех разная. :)
Я играю как способ пережить какие-то эмоции, которые в реальной жизни в такой концентрации недоступны/повода не подвернулось.

Вестворлд пока не успела. Но много читала про.

По мне так лучше пострелять в сердцах в толпу из набора спрайтов и вынести из этого для себя урок, чем, не имея такого опыта, сделать в реальном мире что-то из этого же места, пусть гораздо менее вредоносное, но с реальными последствиями.

Ну просто я минимально похожа на человека, который будет говорить про лучше-хуже и про "обоже, игры учат нас плохому"))

Пост про возможность определенного художественного приема, на самом деле.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account