Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
reading
northern_wind
Про Mononoke опять.
sestra_kerry пишет что только у японцев видела такие изыск и безумие в одном флаконе.

Я в растерянности. С одной стороны, такой красоты трэш я могу вспомнить в любой культуре, о которой знаю достаточно, с другой стороны, за пределы сборников сказок он не выходит.
Вот скандинавский утбард, скажем. Дух оставленного в снегу нежеланного младенца.
Является посреди ночи прохожему, просит отнести до кладбища, когда прохожий берет его на руки - начинает тяжелеть и увеличиваться в размерах. Если отказаться его нести - разрывает прохожего на куски.
(все мы знаем таких младенчиков)
Могло бы стать отличной серией Мононоке.
Могло бы стать отличной серией чего угодно, но режиссеры с завидным упорством продолжают снимать про вампиров, зомби и оборотней.

Болотные огоньки вот тоже.
У меня был сборник тюркских сказок в детстве, там вообще красота и жуть невероятная.
В России трэша навскидку не вспоминаю (я печально далека от русской культуры), но одни птицы Сирин и Гамаюн чего стоят. И Мила Кикина как-то записала колыбельную, от которой детям хочется прятаться в дальнюю комнату дома и рыдать.

Но почему-то как шаманская баечка, так обязательно японцы.

Допустим можно все свалить на христианство и позабытые корни (я люблю все сваливать на христианство), но не то чтобы это была единственная "развитая" языческая культура, которая до нас дошла.
Индийцы вот ничего подобного не снимают.

(ну еще кельты особняком немного)

Только японцы так старательно эстетизируют страдание?
Подумала еще в сторону проницаемости всего социумом, несуществования без социума. У мононоке как будто цель скорее быть услышанным, чем отомстить (вообще не помню этого мотива в западных страшных историях).

Поговорите со мной про это?

  • 1
https://youtu.be/gSj0ZhXgU5k
норвежская колыбельная про гигантскую ворону

Ах. :) Спасибо.
Вот, кстати, я как раз подумала, что у всех остальных оно попадает в книжки и в музыку. И зря я ругаюсь.

Не претендую на истинность, но на мой взгляд у японцев сильно смещены оценочные акценты восприятия. Самоубийство - это НЕ плохо, страдание это НЕ отвратительно, и всё в таком же духе.

В западном же мире на такие вещи вешаются ярлыки "это плохо" в независимости от. Даже те же продукты, которые приглашают нас сочувствовать или восхищаться вампирам/оборотням/зомби и т.д. идут в противовес маркеру "плохо", но играют на том же оценочном поле, лишь, гм, за другую команду.

Про индийцев не знаю, в моём понимании их восприятие смещено вообще в другую плоскость, но тут у меня точно не хватает живых примеров.

ИМХО, сильно раньше упора на оценочные суждения не было ни у кого, а потом пришла цивилизация в современном смысле и люди стали всё воспринимать через жёсткие оценочные фильтры. А японцы что-то из старого формата восприятия сумели сохранить, и у них в массовое сознание такие штуки пролазят, аудитории оно понятно. Вот такие шаманские баечки они и продуцируют - гарантированно есть кому такое воспринять. Как и есть кому продуцировать.

Хм. Да, действительно.

И мононоке на самом деле тоже играют за "другую команду", только это команда "стыдно" и "не имею статуса", а не "плохо".

У индийцев много страшных и тяжелых вещей, но про другое.
У них, в каком-то смысле, нет места для мононоке, только для неудачного перерождения.

И ага, я на самом деле преувеличиваю и шаманского в культуре не *вообще* нет, а только *в массовой культуре нет*. И действительно дело в том, что японцам массово понятно и можно выбирать массовые жанры.

Также на эту жалобу в комментарии должен прийти кто-то, кто оставит напоминание о Year Walk, в которую я так и не доиграла.


Edited at 2017-01-10 09:53 pm (UTC)

А про корейскую массовую культуру в этом плане что скажешь, кстати? Я её, правда, практически не знаю. Хотя вот недавний фильм Вопль очень интересен в этом плане (https://www.kinopoisk.ru/film/944958/), очень похоже на шаманскую баечку, причём с очень корейскими особенностями, когда главгерой метается то к шаману, то к христианскому священнику, то ещё куда, а предписаний до конца не выполняет, например. Надо другие корейские ужастики тоже поискать.

А японцы в принципе эстетизируют страдание и уродливое, потому что они большие эстеты и во многом про смерть. Но я пока не имею нормальной базы, чтобы про это говорить.

Я про нее не знаю совсем ничего.
"то к шаману, то к христианскому священнику" - это пять.

Интересно, что я сейчас подумала и не вспомнила и в русском фольклоре мотива мести, все больше природное что-то. Заложные покойники мотивированы примерно на уровне комаров, ну вот сосёт кровь, по-другому не умеет. надо лучше закапывать, а то выберется и за убийцей не придёт, скорее за родными, как лошадь в стоило. Умершие младенцы тоже не вредят. Хотя жути всё равно хватает, но она такая, не персонифицированная почти - как электричество, если уметь обращаться, то и пользу получишь.
Почему этого нет в mass culture, хз, первый и очевидный ответ - не продаётся, но по степени информативности он близок к анекдоту про программиста и остановку)

А мстительность - не наш конек...

Ещё, мне кажется, есть bias в восприятии. Своё и знакомое просто не записываешь в трэш, не регистрируешь, как таковой, хотя именно там ему и место. Инаковость, инородность японских сказок взрывает нейроны. А братья Гримм уже ничего не взрывают, хотя могли бы! Да и Афанасьев, думаю, нашёл бы чем порадовать.

*Задумалась* Например, "Страшная месть" Гоголя. По-моему, вполне доподлинная жуть.

Edited at 2017-01-11 06:48 am (UTC)

Афанасьев да! Причём у него обыденно так всё, например, не успел мужик баньку истопить, пошёл париться заполночь, банник его в каменку головой сунул и кожу ободрал. И всё. И за что? Не в том месте, не в то время. В греческих мифах хоть за дерзание в сторону богов можно было шкуры лишиться.

В России трэша полно, но он другой.

Японцы эстетизируют ВСЕ.

Думаю, здесь как раз из-за христианства популяризация темы языческой хтони набирает только сейчас, а японцы с этим контакт никогда и не теряли, тогда как здесь всё это оставалось по библиотекам да институтам в основном для узкого круга специалистов, историков, этнографов, и т.д.
Кельты - тема более чем благодатная в этом плане, но о них, опять же, мало известно, в сравнении с другими культурами.
Западную нишу хтони тоже христианство оккупировало изрядно, вон, какая развесистая колосится клюква ангелов-демонов и экзорцистов, например.

А Индия... Не очень хорошо знаком с их культурным менталитетом, но про тому, что видел, мне показалось (ключевое "мне показалось"), что тему жуткого/страшного/нехорошего у них вообще не принято демонстрировать, обыгрывать, и как-то высветлять, "чтобы этим не призвать то самое зло". А ещё у них, кажется, есть какое-то совершенно базовое, "встроенное", по умолчанию, смирение со злом (ну типа жизнь это страдание, а что вы хотели). Сама идея ужастика, в частности и его, рождается из конфликта, из неприятия - вот есть что-то, страшное и аномальное, мерзкое и неприглядное, "ненормальное", выходящее за рамки. У индусов же страдание и всякий трэш - просто нечто само собой разумеющееся, потому что жизнь это и есть страдание, и иначе вроде как и не бывает и быть не должно.

- А ещё у них, кажется, есть какое-то совершенно базовое, "встроенное", по умолчанию, смирение со злом (ну типа жизнь это страдание, а что вы хотели). Сама идея ужастика, в частности и его, рождается из конфликта, из неприятия - вот есть что-то, страшное и аномальное, мерзкое и неприглядное,

.
спасибо
вот что-то такое дошло, буду думать

"Сама идея ужастика, в частности и его, рождается из конфликта, из неприятия" - это рифмуется с некой "популярной научной идей" - но в применении к потенциальному "пришло ночью и зохавало" обретает совершенно изумительные интонации!

Интересно, что будет, если попадётся достаточно сильный прохожий, который таки донесёт.

Ну как же нет мотива. Призраки хотят обычно рассказать свою историю и чтоб их останки закопали как полагается. Ну ещё чтоб близким рассказали и показали где закопали.

Хм.
Мне кажется - что-то подобное прозвучало в первой серии "Сверхестественного" (единственной мной отсмотренной) - призрак Женщину в Белом таки доставляют домой (ура технике и упрямству в стиле "два дебила это сила") - она исчезла.

мотив важен везде
да

Edited at 2017-01-12 09:40 pm (UTC)

*Яростно хочет поговорить об этом, но намертво придавлен реалом.*

Я всегда одобряю некропостинг!))

Меня тоже ОЧЕНЬ интересует тема, но я сейчас усталый и загруженный. При первой возможности сформулирую мысли и напишу

буду очень рада :)
я сейчас тоже немного бегаю, на самом деле

почитал внимательно комменты, и что-то мне кажется, что смотреть надо действительно не столько на разницу культур, сколько на то, как устроена западная и советская-постсоветская массовая культура как институт. потому что в фольклорах-то действительно этого всего хватает (к теме утбурдов: в издательстве "Азбука" выходила книжка при исландские истории о призраках, они там чуть не до середины ХХ в. бытовали, так вот там все сплошь такое). и дальше можно спекулировать про америкоцентричность и пуританское наследие или про советский цивилизационный проект по искоренению, темных бабьих предрассудков, про фильмы тима бертона как отдельное явление нестрашных эстетизированных страшилок, эдакого укрощенного По, и дальше до бесконечности.


- Могло бы стать отличной серией чего угодно, но режиссеры с завидным упорством продолжают снимать про вампиров, зомби и оборотней.

*рыдает*

колыбельная???

в русской отлично всё с трешем
с мозгами не ок
а с трешем ок
его просто под ковёр постоянно заметают

- Только японцы так старательно эстетизируют страдание?

им _можно_
у христиан всё занял "один чувак на перекладине" и скопище святых
люди должны стродать только во имя-для
это важный прикол
кроме запрета на аборты и самоубийства (и "мастурбацию" (С)... ик, не знал, ещё буду какое-то время несколько удивлён, хотя логично конечно)
христианам запрещено страдать "лично для себя"
только во славу божию
по устоявшейся схеме
("Столько биомассы и всё коту под хвост? Не верю!" "Лабиринт Мёнина")

японцам можно переживать - именно самим сидеть и переживать многое из того, чему в постхристианской культуре и слов мало.
есть то, чего нельзя
но тут о том, что можно

в христианской культуре смотри все перепевы "Экзорциста"
включая треш с Энтони Хопкинсом - где отчётливо видно - _насколько_ неважна живая девочка, рядом с "стродать, изгнать" и далее по списку

ооооо!!
ааааа!!!!
о черт!
да.

не то чтобы можно-нельзя
но христианская культура дает заранее названный смысл, "готовый ответ".
такой, в некотором роде, смысловой фастфуд
(причем, важно, что это не "настоящее христианство", не то сложное "блюдо", которому фастфуд подражает. не реальный рост через страдание, не преодоление реальных трудностей и не нахождение смысла во всем.
именно фастфуд
"страдает, значит хороший")

а вне культурно назначенного смысла придется приготовить что-то самому
это дает большее разнообразие историй

подумала еще, и поняла что да, "такие изыск и безумие в одном флаконе" - это у меня так выразилось именно об эстетизации страдания. Не о героизации его, не о сакрализации - а о том, насколько оно может казаться (не пишу быть, потому что в красоту страдания глобально не верю) красивым и притягательным.

а следствие этого (падения в красоту, в затягивающую страдательную яму) - в итоге, смерть. Кажется, у японцев эстетизация смерти тоже есть, как по мне сепукку тому отличный пример.

нашла песню на эту тему (которую написала британка, и от Японии там ничего, но от идеи почти все)

https://www.youtube.com/watch?v=OpWO_byqSr8



Edited at 2017-01-22 07:35 pm (UTC)

ужастики есть в каждой культуре. Но тяжелеющий младенец - это жутко, мистично, но не изящно. А в Мононоке они абортированных (абортированных!) младенцев ухитрились сделать пусечками.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account