?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
northern_wind
Про Mononoke опять.
sestra_kerry пишет что только у японцев видела такие изыск и безумие в одном флаконе.

Я в растерянности. С одной стороны, такой красоты трэш я могу вспомнить в любой культуре, о которой знаю достаточно, с другой стороны, за пределы сборников сказок он не выходит.
Вот скандинавский утбард, скажем. Дух оставленного в снегу нежеланного младенца.
Является посреди ночи прохожему, просит отнести до кладбища, когда прохожий берет его на руки - начинает тяжелеть и увеличиваться в размерах. Если отказаться его нести - разрывает прохожего на куски.
(все мы знаем таких младенчиков)
Могло бы стать отличной серией Мононоке.
Могло бы стать отличной серией чего угодно, но режиссеры с завидным упорством продолжают снимать про вампиров, зомби и оборотней.

Болотные огоньки вот тоже.
У меня был сборник тюркских сказок в детстве, там вообще красота и жуть невероятная.
В России трэша навскидку не вспоминаю (я печально далека от русской культуры), но одни птицы Сирин и Гамаюн чего стоят. И Мила Кикина как-то записала колыбельную, от которой детям хочется прятаться в дальнюю комнату дома и рыдать.

Но почему-то как шаманская баечка, так обязательно японцы.

Допустим можно все свалить на христианство и позабытые корни (я люблю все сваливать на христианство), но не то чтобы это была единственная "развитая" языческая культура, которая до нас дошла.
Индийцы вот ничего подобного не снимают.

(ну еще кельты особняком немного)

Только японцы так старательно эстетизируют страдание?
Подумала еще в сторону проницаемости всего социумом, несуществования без социума. У мононоке как будто цель скорее быть услышанным, чем отомстить (вообще не помню этого мотива в западных страшных историях).

Поговорите со мной про это?

  • 1
Не претендую на истинность, но на мой взгляд у японцев сильно смещены оценочные акценты восприятия. Самоубийство - это НЕ плохо, страдание это НЕ отвратительно, и всё в таком же духе.

В западном же мире на такие вещи вешаются ярлыки "это плохо" в независимости от. Даже те же продукты, которые приглашают нас сочувствовать или восхищаться вампирам/оборотням/зомби и т.д. идут в противовес маркеру "плохо", но играют на том же оценочном поле, лишь, гм, за другую команду.

Про индийцев не знаю, в моём понимании их восприятие смещено вообще в другую плоскость, но тут у меня точно не хватает живых примеров.

ИМХО, сильно раньше упора на оценочные суждения не было ни у кого, а потом пришла цивилизация в современном смысле и люди стали всё воспринимать через жёсткие оценочные фильтры. А японцы что-то из старого формата восприятия сумели сохранить, и у них в массовое сознание такие штуки пролазят, аудитории оно понятно. Вот такие шаманские баечки они и продуцируют - гарантированно есть кому такое воспринять. Как и есть кому продуцировать.

Хм. Да, действительно.

И мононоке на самом деле тоже играют за "другую команду", только это команда "стыдно" и "не имею статуса", а не "плохо".

У индийцев много страшных и тяжелых вещей, но про другое.
У них, в каком-то смысле, нет места для мононоке, только для неудачного перерождения.

И ага, я на самом деле преувеличиваю и шаманского в культуре не *вообще* нет, а только *в массовой культуре нет*. И действительно дело в том, что японцам массово понятно и можно выбирать массовые жанры.

  • 1