Я в растерянности. С одной стороны, такой красоты трэш я могу вспомнить в любой культуре, о которой знаю достаточно, с другой стороны, за пределы сборников сказок он не выходит.
Вот скандинавский утбард, скажем. Дух оставленного в снегу нежеланного младенца.
Является посреди ночи прохожему, просит отнести до кладбища, когда прохожий берет его на руки - начинает тяжелеть и увеличиваться в размерах. Если отказаться его нести - разрывает прохожего на куски.
(все мы знаем таких младенчиков)
Могло бы стать отличной серией Мононоке.
Могло бы стать отличной серией чего угодно, но режиссеры с завидным упорством продолжают снимать про вампиров, зомби и оборотней.
Болотные огоньки вот тоже.
У меня был сборник тюркских сказок в детстве, там вообще красота и жуть невероятная.
В России трэша навскидку не вспоминаю (я печально далека от русской культуры), но одни птицы Сирин и Гамаюн чего стоят. И Мила Кикина как-то записала колыбельную, от которой детям хочется прятаться в дальнюю комнату дома и рыдать.
Но почему-то как шаманская баечка, так обязательно японцы.
Допустим можно все свалить на христианство и позабытые корни (я люблю все сваливать на христианство), но не то чтобы это была единственная "развитая" языческая культура, которая до нас дошла.
Индийцы вот ничего подобного не снимают.
(ну еще кельты особняком немного)
Только японцы так старательно эстетизируют страдание?
Подумала еще в сторону проницаемости всего социумом, несуществования без социума. У мононоке как будто цель скорее быть услышанным, чем отомстить (вообще не помню этого мотива в западных страшных историях).
Поговорите со мной про это?
Это не человечная сила, пусть и антропоморфная.
Нечестивых накажет, хорошим поможет, иногда можно убежать если прав. И на всех царевичей Яга всего одна.
А японские мононоке - это именно доведенный до состояния нечисти человек. Персонифицированная боль.
Правых от неправых не отличает уже, бросается на всех, но не такой уж и сильный.
И, в принципе, почти любого можно довести.
*плачет* )
Edited at 2017-01-11 01:25 pm (UTC)