?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
reading
northern_wind
Про Mononoke опять.
sestra_kerry пишет что только у японцев видела такие изыск и безумие в одном флаконе.

Я в растерянности. С одной стороны, такой красоты трэш я могу вспомнить в любой культуре, о которой знаю достаточно, с другой стороны, за пределы сборников сказок он не выходит.
Вот скандинавский утбард, скажем. Дух оставленного в снегу нежеланного младенца.
Является посреди ночи прохожему, просит отнести до кладбища, когда прохожий берет его на руки - начинает тяжелеть и увеличиваться в размерах. Если отказаться его нести - разрывает прохожего на куски.
(все мы знаем таких младенчиков)
Могло бы стать отличной серией Мононоке.
Могло бы стать отличной серией чего угодно, но режиссеры с завидным упорством продолжают снимать про вампиров, зомби и оборотней.

Болотные огоньки вот тоже.
У меня был сборник тюркских сказок в детстве, там вообще красота и жуть невероятная.
В России трэша навскидку не вспоминаю (я печально далека от русской культуры), но одни птицы Сирин и Гамаюн чего стоят. И Мила Кикина как-то записала колыбельную, от которой детям хочется прятаться в дальнюю комнату дома и рыдать.

Но почему-то как шаманская баечка, так обязательно японцы.

Допустим можно все свалить на христианство и позабытые корни (я люблю все сваливать на христианство), но не то чтобы это была единственная "развитая" языческая культура, которая до нас дошла.
Индийцы вот ничего подобного не снимают.

(ну еще кельты особняком немного)

Только японцы так старательно эстетизируют страдание?
Подумала еще в сторону проницаемости всего социумом, несуществования без социума. У мононоке как будто цель скорее быть услышанным, чем отомстить (вообще не помню этого мотива в западных страшных историях).

Поговорите со мной про это?

  • 1
Про Мононоке.
У меня в процессе просмотра сформировалась немного другая версия, что они такое, и чего хотят. В серии про корабль-призрак один из персонажей про это лекцию читал, но она, видимо, оказалась сложна для перевода, потому что в имеющихся у меня русских субтитрах там практически набор слов, которые я составлял в связный текст, как получалось.
А получилось во что. Потусторонние существа, аякаши, проникают в наш мир, привлекаемые человеческими эмоциями, которые, по-видимому, действуют на аякаши как наркотик. Причем, чтобы заторчать, аякаши требуются эмоции такой силы и интенсивности, которых человек в психически здоровом состоянии не производит. Между аякаши и человеком или группой людей (кажется, это более частый случай), от которых аякаши получает эмоции, формируется... некое связующее новообразование. Это новообразование включает в себя что-то от аякаши и что-то от человеческого субстрата. Это новообразование и называется "мононоке". Мононоке может годами существовать в скрытой форме, но иногда оно становится нестабильным и детонирует. Нечто вроде приступа белой горячки. Как правило, это случается, когда что-то выводит из равновесия человеческий субстрат мононоке: либо эмоции несовместимой с психическим здоровьем силы окончательно расшатывают психику человеческого носителя (история про морского монстра, история про девушку-убийцу), либо какое-то внешнее событие нарушает стабильность человеческого субстрата (самая первая история про кота, история про беременную девушку, история про благовония).
По-видимому, Аптекарь занимается тем, что лечит аякаши от мононоке. По-видимому, именно в момент, когда мононоке идет вразнос, Аптекарю удобнее всего его разрушать, поэтому он либо подгадывает этот момент, либо сам провоцирует, как в истории с благовонием и в истории с девушкой-убийцей. В общем, Аптекарь - это служба экстренного вытрезвления аякаши. С людьми он взаимодействует, по большей части, потому, что с этого конца удобнее всего проводить ампутацию мононоке.

Edited at 2017-01-19 08:22 pm (UTC)

Да!
Он совершенно точно больше заинтересован в аякаши.

Но я не уверена, что это именно "заторчать".
Возможно, человек с травмой просто создает достаточную дыру в физической/человеческой реальности чтобы аякаши туда поместился. А дальше он просто запутывается/ему нравится иметь тело.
И, насколько я помню, мононоке как раз не существует в скрытой форме, он непрерывно функционирует с момента существования (просто кто-то делает из моря заповедник чудовищ, а кто-то убивает всех перешагивающих порог невест в доме). Непрерывно идет вразнос.

Как я понимаю, в истории с благовонием мононоке годами функционировало и убивало людей и персонажи арки давно мертвы. Это просто пойманные души. А Аптекарь добрался до них только сейчас.
И морской монстр тоже существовал уже очень долго - никто не хотел плыть в ту часть моря.

Мне кажется, мононоке-кот из первой истории годами питался от той дисфункциональной семьи. Вполне возможно, что выход замуж/уход из дома той девушки-невесты сработал как дестабилизирующий фактор, нарушение субстрата.
Хозяйка заведения из истории про беременную девушку построила целые хоромы для своей нечистой совести, где эта нечистая совесть мирно хранилась. Хранилась, пока на пороге не показалось живое подтверждение того, что тогда, давным-давно, у хозяйки заведения так-таки _была_ альтернатива.
Девушка-убийца своего мононоке в себе вынашивала с детства.
В истории с благовонием люди сами перерабатывали себя и друг друга на корм мононоке без всякой заметной извне мистики; игра престолов в карликовом варианте. Аптекарю пришлось вручную устраивать взрыв, чтобы ликвидировать мононоке.
В последней истории мононоке сформировалось примерно в момент смерти репортерки и нечувствительно питалось от компании свидетелей-участников какое-то время, пока их всех одновременно не занесло на то же самое место.

Монах, кажется, исключение. Такую штуку выкормить и при этом не пойти вразнос столько лет - это большая сила духа нужна.

Edited at 2017-01-19 08:56 pm (UTC)

Мне кажется, что у них просто нет свободы воли и они "срабатывают" в определенных ситуациях.
Ситуация может годами не наступать, но это не значит что мононоке "мирен" или "спит".
(мирен - это когда ситуация наступила, а он все равно спит)

В той же истории с беременной девушкой девушка не просто появилась на пороге, а заночевала в комнате "в которую никого нельзя пускать" (но она так настаивала, что хозяйка нехотя уступила).

В истории с благовонием дерево кружило им голову и заставляло считать себя сверхценным, перерабатывали они друг друга с его подачи. Это и была мистика - такая внезапная одержимость простой деревяшкой.
А что вы понимаете под "взрывом"?
Я так поняла, что это не взрыв, что они все давным-давно мертвы, а дом разрушен. И единственный живой в этой истории - сам Аптекарь.

Для котов таким триггером был запуск новой железнодорожной ветки в одной истории (их ведь занесло в самый первый проход поезда. неизвестно, случилось бы это без них) и выход кого-то из дома замуж в другой.
Для морского чудовища - заплывание любого корабля в определенную зону.

Но да, проще всего его убить-разъединить когда он проявлен, судя по всему.


Арка с девушкой-убийцей мне осталась совсем непонятна. Как будто она никого кроме себя не убила даже, как будто это все было в ее голове.
(а мононоке становится она сама и любой, кто ее такую без души полюбил. в данном случае часть души самого Аптекаря)
Но я правда не очень понимаю что там произошло.

Охх, до воскресенья не смогу толком ответить.

не страшно!
(и я надеюсь, что я не слишком давлю своим мнением))

Все в порядке. Просто я в тот момент посмотрел на часы и понял, что следующий день - рабочий, и лучше бы мне идти баиньки. А до воскресенья у меня не будет доступа к компьютеру.
Вообще, я, возможно, возьму паузу подлиннее на пересмотр сериала. А то я матчасть от своих интерпретаций по памяти уже не очень отличаю.

О. Сформулировала.
Коты не дают людям выйти из ситуации, сделав вид, что ничего не случилось.
Как только насильник и свидетели готовятся историю закрыть ("ну вот было такое неприглядное, но и прошло, хвала богам. ветку достроили, невесту замуж выдали", "кто-то может отсюда уйти") - упс. Появляется кот.

Edited at 2017-01-19 09:24 pm (UTC)

Наконец-то добрался до сериала, пока посмотрел только две первые арки, считая от изначальной арки "Бакэнэко" (и даже нашел субтитры, от которых глаза не кровоточат).

У меня не получается совместить Вашу трактовку с сюжетом первой истории с Чудовищным Котом. Там с момента, когда тело, суть и причина сошлись вместе до момента, когда мононоке проявился и начал убивать, прошло 25 лет. Насильник(и) и свидетели ситуацию успешно закрыли, забыли, намотали на себя еще сколько-то кармы и состарились. И триггер, приведший в бешенство мононоке, как будто бы случаен, а не является закономерным результатом деятельности семейства. Был бы у главного фигуранта внук вместо внучки, фигурант, с шансами, скончался бы "окружен попечением дорогой и любимой семьи", и далее по тексту. В прочем, "невесту, которая в то же время является жертвой" они сами себе организовали, это да.

В общем, как и ожидалось, моя трактовка не пережила встречи с матчастью. Я пока смотрю сериал собираю новую.

Пока что небольшая ремарка. В первой истории с котом, как и в истории с, кхе, заведением, сменившим профиль, мононоке с момента появления и на протяжении нескольких десятилетий никак не проявлял себя. Участвовавшие в формировании мононоке люди жили рядом с ним и не подозревали о его существовании. Та комната в заведении не была "запретной", она просто была создана специально для задабривания духов (потому ее и не сдавали). И, судя по тому, как спокойно хозяйка туда входила и как легко согласилась поселить там беременную девушку, это была, скорее, мера на всякий случай, а не попытка отвести зло, уже пришедшее по душу грешника.
Я пока не очень понимаю, а что в этих историях мононоке делали все это время.

Посмотрел арку про корабль.

Интересная деталь, которая раньше проходила у меня мимо сознания: там же не один мононоке; он там с друзьями с фабрики имени Розы Люксембург. Корабль-призрак вначале, потом Рыб, интересующийся человеческой психологией, - это другие сущности. Разные персонажи несколько раз повторяют, что в этом море очень много потусторонних существ, которых собрал вокруг себя мононоке монаха. Причем, одни говорят про "множество аякаши", а другие про "множество мононоке".
Аптекарь говорил, что аякаши, получивший доступ к человеческим эмоциям, становится так силен, что его невозможно сдержать, и первые две арки это как будто подтверждают. При этом корабль-призрак был отогнан фейерверком и больше не возвращался, а Рыб сам ушел, когда закончил анкетирование. Надо полагать, это были аякаши.
Интересно, что в данном случае мононоке никого не пытался размазать по стенам. А Аптекарь даже не пытался барьеры ставить, хотя в двух предыдущих арках он это делал сразу же, как засекал активность мононоке.

Против Вашей версии, что этот мононоке тоже реагировал на триггер, которым в данном случае было заплывание любого корабля в Треугольник Дракона, мне возразить нечего. Впрочем, и прямых подтверждений ей я не нашел. Возможно (и я пока придерживаюсь этой версии), что этот мононоке просто тусовался с друзьями в Треугольнике Дракона непрерывно.

Посмотрел арку про девушку без лица.

Во-первых, мне не приглючилось: один из приемов, которые Аптекарь применяет в работе с мононоке - вывести из душевного равновесия носителя мононоке. Аптекарь сам это проговорил. И мононоке действительно получаются из аякаши, присосавшихся к человеческим эмоциям (Мне казалось, что это было проговорено в арке про корабль, но там только намеки. Я начал подозревать, что это мой домысел, ан нет. Прямая речь Аптекаря в этой арке).

И, кажется, я вижу паттерн. И вижу, почему моя предыдущая теория развалилась. Потому что паттерна на самом деле два, первый - как в историях про кота и про постоялый двор, второй - как в историях про корабль и про девушку без лица, и они очень разные, хотя и имеют общий корень. А я попытался их обобщить в один. Естественно, ни сове, ни глобусу это на пользу не пошло.

"Арка с девушкой-убийцей мне осталась совсем непонятна. Как будто она никого кроме себя не убила даже, как будто это все было в ее голове.
(а мононоке становится она сама и любой, кто ее такую без души полюбил. в данном случае часть души самого Аптекаря)
Но я правда не очень понимаю что там произошло."

Моя версия: Аптекарь пришел в дом веселого и дружного семейства и почуял мононоке, почти как в истории про кота. Но этот мононоке обладал иными свойствами, и работал с ним Аптекарь по-иному. Мононоке действительно была сама девушка, точно так же как в предыдущей арке - сам монах. Часть сути человека, отделенная и подавленная.
Происходило это все примерно в той же не-реальности, в которой происходила исповедь монаха из предыдущей арки (и, возможно, все действие следующей, но я ее пока не посмотрел). Я передполагаю, что после того, как настоящая сущность Очё была вытеснена (потому как не вписывалась в планы ее матери), на ее месте осталась только роль, маска. Вся ее жизнь была представлением, которое разыгрывалось в ее голове. Мононоке, дозревающий на вытесненных эмоциях, вписался туда вполне органично, и уже собирался ввести в сюжет неожиданный и драматический поворот, когда был перехвачен Аптекарем.
Мне кажется, что мужчина в лисьей маске не был частью души Аптекаря. Просто когда Аптекарь оказался на пороге, его облик показался Очё интересным, и она срисовала с него очередную маску для своего внутреннего театра, а потом эту маску выбрал для себя мононоке.

И еще мне кажется, что Очё - образцово-показательная Тень по Княжне.

Edited at 2017-02-04 02:50 pm (UTC)

Досмотрел сериал.

---В истории с благовонием дерево кружило им голову и заставляло считать себя сверхценным, перерабатывали они друг друга с его подачи. Это и была мистика - такая внезапная одержимость простой деревяшкой.

Не согласен категорически. Вот цитата:
"Раннатай - не обычное дерево. Оно говорит о том, что его владелец - великий завоеватель. Лорд Ашикага Ёшимаса и Ода Нобунага увидели Раннатай в Сокровищнице Храма Тодайджи."
Т.е., это практически "на земле весь род людской чтит один кумир священный". Только в данном случае кумир - не золото (которое, по совлечении нескольких слоев сю, тоже всего лишь блестящий материал, имеющий ограниченную применимость в народном хозяйстве), а атрибут некоего статуса, к которому автоматически прилагаются: успех, уважение (в т.ч. самоуважение), благосклонность красавиц, недостающее вписать. Телец Златой, кстати, действует аналогично.
Желание мононоке изначально рождается в человеческом сердце. В данном случае все участники исходной истории (той, что случилась в прошлом и без участия Аптекаря) очень сильно желали быть кем-то более... более, в общем. И для этого им нужен был Раннатай. А Раннатаю нужны были они, чтобы делать его чем-то большим, чем простая деревяшка.

Интересный момент: персонажи этой истории не были последними жертвами мононоке. Нам показывают бесчисленные могилы. Если предположить, что в изначальной истории персонажи поубивали друг друга (как они начали делать в ремейке, до того, как Аптекарь активно вмешался), и если экстраполировать это предположение на все прочие смерти, становится непонятно, как это столько народу умудрилось полечь в этой усадьбе.
Я предполагаю, что после трагического исхода соревнования между претендентами на руку и сердце обладание Раннатаем Раннатай не остался в этой усадьбе и сменил владельца, который стал жертвой следующего желающего стать чем-то большим при помощи чудесной деревяшки, и так далее.

В общем, я полагаю, что этот мононоке сходен с тем, который описан у Киплинга в "Книге джунглей", в главе "Королевский анкас".

(продолжение следует)

Edited at 2017-02-14 06:14 pm (UTC)

Я только во время последнего просмотра заметил, что все персонажи в финальной истории про кота взяты из самой первой истории про кота. У них в этом перерождении немного другое сочетание возрастов, но они вполне узнаваемы.

Это единственная арка, в которой мононоке - классический мстительный дух. Желание мононоке - месть. При этом, здесь мононоке действует очень расчетливо и целенаправленно: он собирает всех интересующих его персон в один вагон, а потом играет с ними, как тот кот - с мышью, но в конечном итоге убивает только тех, кого считал непосредственными виновниками смерти журналистки. Для сравнения, Чудовищный кот из первой истории убивал всех, до кого мог дотянуться, а убийца там, по случайности, остался жив, хотя полегло множество народу, которому просто не повезло оказаться в это время в усадьбе.

Интересно, что Аптекарь в этой арке вообще не пытается никак защитить окружающее пространство от мононоке. В первой истории он начал с защитного периметра, тут же он просто расставил весы и позволил мононоке свободно гулять по вагону.

В этой арке единственный, по-моему, во всем сериале раз явно показано, что Форма мононоке уцелела во время экзорцизма. Это дает надежду на то, что Очё, девушка без лица, тоже осталась жива.

(окончание следует)

В общем, теперь мне кажется, что существует два вида мононоке.
Первый вид показан в обеих арках про котов и в арке про детей на постоялом дворе. Отличительные черты:
Появляется сразу в своей истинной Форме, и в ней же убивает.
С готовностью показывает свою Сущность и свое Желание.
Формируется в момент смерти носителя*.
Второй вид показан в арках про корабль, про театр масок и про состязание благовоний. Отличительные черты:
Не показывает свою истинную форму, пока носитель по какой-либо причине не придет в крайнее волнение.
Действует через носителя. Извне это выглядит как постепенная или резкая утрата носителем социальности, как вспышка агрессии.
Не показывает свою Сущность и Желание. Их приходится добывать из носителя.
Носитель мононоке второго типа жив**.

В остальном они все очень различны даже внутри групп. Первый кот напоминал стихийную силу и убивал всех в радиусе досягаемости, независимо от степени участия в инциденте, который его сформировал. Второй - расчетлив, как граф Монте-Кристо, прицельно мстил тем, кого считал виновными, и мстил сообразно степени вины. Мононоке в лисьей маске пытался заботиться о своей носительнице, мононоке благовонной деревяшки жрал своих носителей пригоршнями.

* Носитель - тот, вокруг чьего Желания сформировался мононоке.

** Здесь мне приходится довольно много домысливать в истории с благовонным мононоке, чтобы версия не развалилась. Я полагаю, что текущий владелец (а заодно и носитель) Раннатая жив и совершенно не намерен сотрудничать с Аптекарем в деле экзорцизма. Поэтому Аптекарь выманил мононоке в ту усадьбу, где мононоке появился на свет, воссоздав ту ситуацию, в которой мононоке завершил свое формирование.

У меня все.

  • 1