?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
northern_wind
Увидела у Шпиленка.

"В Ростовском заповеднике, на острове Водный, который находится на озере Маныч-Гудило, мне стало ясно, что разноцветные культурные тюльпаны - это заслуга не голландских селекционеров, а, в первую очередь, матушки природы. Цветущие тюльпаны на заповедном хорошо охраняемом острове имеют гораздо больше цветных форм и оттенков, чем тюльпаны на неохраняемых материковых участках, где преобладают стандартные красные цветы. Возможно, люди собирают в первую очередь цветы именно редких оттенков, оставляя нетронутыми обычные красные тюльпаны."



Я вспомнила как читала про Бабура, а потом его записки.
Как он, скучая по Фергане, приказал собрать в местах своего путешествия луковицы тюльпанов и высадить их в саду у дворца.
(не помню - сделал он это еще в Кабуле, или уже императором в Агре)

Я удивлялась что именно тюльпаны, потому что ну сколько может быть цветов у диких тюльпанов. В Казахстане обычно только красные и желтые.
А вот оно как оказывается.

  • 1
Как-то давно мы бегали по глухим горам в Западном Тянь-Шане весной.
Так там на полянках встречались очень интересные тюльпаны. Правда, очень редко по сравнению с обычными красными и желтыми.
Больше всего мне запомнился цветок глубокого чёрного цвета, вдоль каждого лепестка которого, посередине, шла узкая красная полоска.

Офигеть!
В том числе потому что родная Бабуру Фергана, кажется, тоже где-то в том районе.

К Бабуру и Хубилаю: посмотрела текст Марко Поло, там описан классический китайский дворец с регулярной структурой, садами и т.д. У Рашид ад-Дина описание отличается, но по найденным мной кускам тоже всё вполне китайское. Да и не могло быть в китайской столице по-другому, на основе этого дворца потом при Минах делали Запретный город.

Посмотрела фото гробницы Хумаюна, нашла янтровую символику на потолке :) Саму стилистику пока не уловила, нужна дополнительная информация.

Ну это очевидно как раз.
Я про смысл, который могли туда вкладывать. Как архетип ужасной матери везде чем-то похож, хотя способов его выражения множество.

Не уверена насчёт смысла, я спрошу. Не знаю, легко ли хорошо и интересно вложить свой смысл в культуре, где техника играет роль иконографии.

По твоему описанию напоминает настроение архитектуры Крита, исходя из того, что я помню из лекций. Мост Поле-Хаджу, возможно, из той же серии.

Но я не очень улавливаю само настроение, если честно. Если непосредственно монголов смотреть, надо проверить разное искусство :) Как тебе всякие гравюры времён Хулагуидов, например?

Вот.
Я и пост из-за его сумбурности наутро убрала.

Я скорее склоняюсь к тому, что Кольридж увидел романтизированный обобщенный восток, в который вплелась Агра. И что к монголам это не имеет вообще никакого отношения.

О, спасибо за ссылку на Крит и прочее. Все посмотрю

Мост вообше мимо.
Могольская архитектура очень человечна при всей сложности, она _нежная_ и немного несовершенная, а прочая мусульманская часто как чистый геометрический мир. Растения, насекомые и математические абстракции. Вот мост туда.

А вот гравюры несут отпечаток похожего.
Пошла читать о них.

Спросила Белозёрову, говорит, в Китай монголы никаких программ не принесли, про искусство других регионов она некомпетентна сказать. И что Бабуриды это уже сильнейшее персидское влияние. Тут надо других специалистов допросить, я их пока не знаю, поищу х) Можно Куксина допросить, наверное, только его сложно поймать.

Миниатюры из Джами ат-Таварих, по-моему, крышесносящие что по стилистике, что по сюжетному наполнению. Международный коллектив авторов всё-таки х) Посмотрела бегло миниатюры времён Тимуридов, они другие, более поздние иранские, в основном, тоже, хотя нужно подробно разбираться, по миниатюре я ничего не проходила. Можно ещё сравнить с архитектурой Хулагуидов и Тимуридов тоже на уровне мавзолеев и гробниц.

Вообще что-то в похожей стилистике нам показывал Чупрыгин, где на персидской миниатюре были китайские горы и общий стиль походил на Джами ат-Таварих, причём миниатюру 8 века, но я не помню, что это было, и в своих фотографиях не нашла.

Ты не то спрашиваешь. Ты про форму спрашиваешь.
Персидское влияние там all over the place конечно же. И я это знаю. Записки Бабура абсолютно в этом стиле.
А этой интонации в остальном китае нет.

Я, если честно, в итоге думаю что это просто мусульманский/более ранний персидский архетип великого правителя, преломленный через монгольское мировоззрение. А Кольридж смешал все.

Будь там совпадение в стилистике, это бы решалось в один ход и я бы не напрягалась писать в ЖЖ о таком. :)

Короче, огромное тебе спасибо за гравюры, но пока забей, пока я не почитаю еще и не смогу правильно поставить вопрос.
Пока я в сумбуре. :)

Edited at 2017-11-28 07:41 pm (UTC)

Ооок. Вот ты задашь вопрос, а я полдня гуглю, думаю, кого спросить, и ищу свои скудные записи по этому периоду и этим народам. Немного расширила свои визуальные и фактологические познания, уже плюс :)

В архетипах не разбираюсь совсем :)

Если честно, мне слегка неловко.)
Потому что вопросы надо ставить чотче!
Но круто что польза.

  • 1