fireweed (northern_wind) wrote,
fireweed
northern_wind

Categories:
Итак. Собссно, я уже говорила, что хотела сделать сборники цитат из книг любимых писателей.

Акутагава Рюноске - "Слова Пигмея"
Сомерсет Моэм - "Подводя итоги"
Макс Фрай - "Книга для таких как я"

часть II
Сомерсет Моэм: "Подводя итоги"


Тон этой книги может показаться догматичным, но это лишь потому, что мне очень скучно предпосылать каждой фразе оговорки вроде "я считаю" или "по моему мнению". все, что я говорю, - не более как мое мнение.

Она сама мне рассказывала, что однажды сказала моей матери: "Вы такая красавица, столько мужчины вами увлекается, почему вы верны своему уродцу мужу?" И моя мать ответила: "Он никогда не оскорбляет моих чувств".

Меня всегда раздражали писатели, понять которых можно только ценой больших усилий. Достаточно обратиться к великим философам, чтобы убедиться, что самые тонкие оттенки смысла можно выразить совершенно ясно. Я допускаю, что вам нелегко будет понять мысль Юма и, если у вас нет филосовской подготовки, вы, конечно, не уловите всех ее разветвлений; но значение каждой отдельной фразы поймет любой мало-мальски образованный человек.

В разное время я любил отдельных людей; но к людям вообще никогда не чувствовал особой симпатии. Я лишен той располагающей общительности, которая которая позволяет с первого же знакомства завязывать дружбу. С годами я научился изображать сердечность при вынужденном контакте с посторонними, но никто никогда мне не нравился с первого взгляда.

Одно из существенных различий между живыми людьми и литературными персонажами состоит в том, что живые люди - создания импульсивные. Кто-то сказал, что быть метафизиком - значит находить неубедительные причины для того, во что мы верим инстинктивно; с тем же успехом можно сказать, что в жизни мы польуемся способностью рассуждать, чтобы оправдывать поступки, которые совершаем потому, что нам так хочется.

Мне непонятно, как у людей хватает духу осуждать других, когда им стоит только оглянуться на собственные мысли.

А кроме того, к своим близким, даже к самым знаменитым и респектабельным, лучше относиться с юмором, да и самих себя не принимать слишком всерьез.

Меня часто называют циником. Меня обвиняют в том, что в своих книгах я делаю людей хуже, чем они есть на самом деле. По-моему, я в этом неповинен. Я просто выставляю некоторые их черты, на которые многие писатели закрывают глаза. На мой взгляд, самое характерное в людях - это непоследовательность. Я не помню, чтобы когда-нибудь видел цельную личность. Меня и сейчас поражает, какие, казалось бы, несовместимые черты уживаются в человеке и даже производят в совокупности ощущение гармонии. <...> Объяснить я это могу только тем, что в глубине души каждый человек твердо убежден в своей исключительности, а потому считает для себя не то чтобы естественным и правильным, но, во всяком случае, простительным то, что для других может быть и не позволено.

Только недостаток воображения мешает увидеть вещи с какой-либо точки зрения, кроме своей собственной, и неразумно сердиться на людей за то, что они его лишены. <...> На поверку между добрыми и злыми людьми нет такой большой разницы, как пытаются внушить нам моралисты.

Почти все люди обожают говорить о себе, и мешает им только то обстоятельство, что другие не хотят их слушать. Сдержанность - искусственное качество, которое развивается у большинства из нас лишь в результате несчетных осечек.

Я считаю, что мне очень повезло: хотя я никогда особенно не любил людей, они меня так интересуют, что, кажется, неспособны мне надоесть.

Я отнюдь не имею в виду, что до конца постиг человеческую природу. Едва ли кто может на это претендовать. Я изучал ее, сознательно и бессознательно, в течение сорока лет, но и сейчас люди для меня - загадка. Даже близко знакомый мне человек может удивить меня поступком, на который я не считал его способным, или проявлением такой черты характера, какой я в нем и не подозревал.

Он с улыбкой заметил, что в анатомии необычна скорее норма. Позднее я пришел к выводу, что их можно отнести не только к анатомии, но и к человеку вообще. Норма - это то, что встречается лишь изредка.

У художника[в данном случае автор подразумевал любого творческого человека со специальным образованием] нет никаких оснований относиться к другим людям свысока. Он дурак, если воображает, что его знания чем-то важнее и кретин, если не умеет подойти к каждому человеку как к равному.

Многие страны имеют скорее великих писателей, чем великую литературу.

Я уже обнаружил, что деньги - это некое шестое чувство, без которого остальные пять неполноценны.

Я всегда считал, что жизнь слишком коротка, чтобы делать для себя то, что могут для тебя сделать за деньги другие.

Широко распространено ошибочное мнение, что успех портит людей, потому что делает их самодовольными, тщеславными эгоистами. Напротив, в большинстве случаев он делает их смиренными, терпимыми и добрыми. Неудача озлобляет человека. Успех идет человеку на пользу; однако он не всегда идет на пользу писателю. Индивидуальность его сложилась из опыта, борьбы, разочарований, попыток приспособиться к враждебному миру; она должна быть очень стойкой, чтобы противостоять размягчающему влиянию успеха.

Вывод, к которому я пришел по поводу большинства людей,я вложил в уста человека, встреченного мною на пароходе в Южно-Китайском море: "Свое мнение о роде человеческом я изложу тебе в двух словах, братец, - говорит он у меня. - Сердце у людей правильное, а вот голова никуда не годится".

Все виды искусства безнадежно перепутались. Композиторы рассказывают повести, живописцы пускются в филсофию, писатели проповедуют; поэты, наскучив поэтической гармонией, пытаются приспособить свои стихи к гармонии прозы, а прозаики пытаются навеять прозе поэтические ритмы.

Гораздо труднее прощать людям зло, которое мы сами им причинили.

Я не могу поверить в бога, у которого нет ни чувства юмора, ни здравого смысла.

Прежде всего я обнаружил, что красота - тупик. Думая о прекрасных вещах, я понял, что мне нечего делать, как только смотреть и восхищаться. <...> Я заметил, что более прочное удовольствие получаю от вещей менее совершенных. <...> Совершенство самцю малость скучно.

Доброта - защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы.</center>


Этот человек не сказал ничего нового и интересного, просто чуть четче и спокойнее сформулировал то, что было до него.
А последние главы этой книги хочется перепечатать целиком, поэтому я не привела ни одной цитаты оттуда - они бессмысленны без окружающего их текста.
Предыдущий сборник был скорее перечислением фраз и идей, которые мне понравились. Этот - перечисление фраз, которые характеризуют меня.
Subscribe

  • (no subject)

    1600 лет со дня основания Венеции Не разлюблю ее никогда.

  • (no subject)

    Поддавшись всеобщему восхищению, заказала пробничков The Different Company и, как обычно, не совпала с ними. TDC красивые, но слишком уж похожи не то…

  • (no subject)

    и тут я узнала что костюмы для японских экранизаций Оммёдзи делал Йоситака Амано спасибо @nine_tales_fox в тг ну конечно. все, к чему прикасается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments