?

Log in

No account? Create an account

Entries by category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

(no subject)
northern_wind
Скажите, вам попадались русские тексты, написанные в последние пять-десять лет и написанные так, чтобы дыхание замирало?
Можно даже переводные.
Не стихи.

У меня смутное ощущение что словесность русская больна (опять).

Мне довелось купить недавно учебник по стилистике, переведенный столпом и нашим всем.
Месяц у меня сползало с него внимание. Потом я сделала над собой усилие, открыла и вчиталась.
Еще две недели ближние слушали как я возмущена.
(вкратце - это оказалось невозможно читать именно из-за стиля)
Если столп начинает переводить так, с языком что-то сильно не так.

Но я далека от литературных кругов и могу многого не знать.

Что лично вы считаете хорошим?

(no subject)
northern_wind
У Дримера чудный пост про трэш:
https://dreamer-m.livejournal.com/441087.html

И я задумалась про любимые компьютерные игры.
Трэш я люблю (тут бы выложить какую-нибудь сцену из глиндебурнской постановки "Юлия Цезаря в Египте", но никто не поймет)

Но является ли трэшом, например, Bioshock Infinite? Который сплошные эмоциональные американские горки, кульминация на кульминации и технически невозможен вовсе. Не будет девочка, запертая в башне на двадцать лет, столь социально вменяема.
Но сколько лет его делали, сколько там вырезанного контента и как аккуратно все подогнано. И как эмоционально воздействует. И картина мира там точно есть.
Я для себя решила что это что-то вроде стихов, только игра.
Мне нужно слово для этого явления.

Или вот Рагнар Торнквист. Ну ладно, Торнквист трэшов чуть менее чем полностью (не умея при этом кульминацию вообще, другая разновидность трэша). Человек сны зарисовывает.
Тоже что-то вроде стихов.

Или вот финалочка. Финалочка точно трэш, особенно в мморпг своей ипостаси. Сформулировала в подзамочной геймерской группе, что вся прелесть серии в том, что они не боятся быть too much.
Эльфийская инквизиция в готических соборах и вечных снегах?
Космический пират с папой-безумным-изобретателем, летающим мотоциклом и полураздетой девочкой-с-заячьими-ушами в роли старпома/главного механика?
Магия, космос, стимпанковый огнестрел и дети-сироты?
Пожалуйста, да.
Но она как-то держится.
На Йоситаке Амано, наверное. При какой-то сложности структуры и стилистическом единстве, что ли, отрастает смысл?
Я совершенно не могу комиксы и комиксную эстетику, а final fantasy могу.

Либо есть для меня эта нота убедительности и единства, либо нет. С реалистичностью она для меня никак не связана. С тем, задевает меня история или нет - тоже.
(я могла бы сказать что это композиционная целостность, но наличие в моем списке любимых авторов Торнквиста и Мелвилла убивает и эту идею. у меня нулевые нарративные требования)

Поговорите со мной про это?
Ну кроме того, что это называется метамодерном.

И держите еще Амано, потому что нельзя упомянуть его и ничего не выложить.



upd: подумала что все упомянутые авторы заморочились описанием функционирования повседневного мира. часто мимо основного квеста и героики.
как бы дико и неправдоподобно этот мир ни выглядел, механика его описана
возможно, я ловлюсь на интонацию демиуржества.

(no subject)
northern_wind
Написала в фб что меня пугают современные методики построения личного бренда, и в комментариях случилась чрезвычайно полезная дискуссия.

В процессе получилось сформулировать чем все-таки пугают.
У Венкатеша Рао, автора книжки Be Slightly Evil (всем её рекомендую) есть термин "голлумизация".
Он в одной из статей заметил, что люди, нашедшие кнопку получения результата и топящие ее в пол, становятся похожи поведением на аддиктов.
Хотя вроде бы все в порядке. Их деятельность не разрушительна и приносит пользу (если мы не смотрим на очень, очень отдаленные последствия).

Рао этот эффект рассматривал на примере модели, руки которой снимают в рекламах кремов и ювелирки (в качестве другого примера приводил чрезмерно увлеченных адептов НЛП). Вот ролик с ней:



Осторожно, это действительно жутко.
Его триггерит, что руки модели как будто существуют отдельно от нее, она на них смотрит как на объект, она не может даже ими пользоваться обычным образом чтобы не нарушить идеальность кожи.
Это её добровольный выбор, она рада, получает за это кучу денег и даже сексуального подтекста в этом никакого нет. Но отчего-то жутко.

В общем.
С любой частью себя можно сделать то же самое, что барышня сделала с руками.
Личный бренд очень к этому располагает - читатели соцсетей падки на личное и на искренность, а строить дистанцию между собой и брендом умеют не все. Легко перейти от искренности к торговле телом.

Меня не пугает очень и очень многий трэш, происходящий в современном мире.
Голлумизация меня пугает.
Товарищ, помни - шорткаты вредны для тебя как нейронной сети!

Если же этого с собой не делать, личные бренды are okay. Прекрасная штука - эти ваши личные бренды.
Ну и всегда можно нанять пиарщика, действительно.

(no subject)
northern_wind
Стая перелетных птиц заночевала во дворе, принеся с собой ощущение больших пространств.

Во время прогулки вдоль реки обнаружили волынщика. Он сидел на берегу и сосредоточенно волынил вдаль.
Недалеко от него - пляж, куда сносит течением ракушки. Когда мимо проходит катер, они тихо перестукиваются в волнах, как будто берег морской.

В метро три изумительно одетые азиатские девочки сели на противоположные сиденья и переписывались в мессенджерах в телефоне, иногда жестикулируя.
У них столько радости от своей одежды. Одна носит темно-зеленое балахонистое платье с той же эмоцией, с которой выходят в первый день осени.

(no subject)
northern_wind
Раз мы про оленей.



Чистая поэзия - олень, забредший в католический собор.
semender когда-то выкладывала.

глава, в которой герой узнает, что всю жизнь говорил прозой
northern_wind
Давайте сегодня расскажу вам про обычный чай?

У чая, который мы называем просто "чай", в лучшем случае "чай китайский байховый черный", на самом деле есть имя - Дянь Хун. "Юннаньский красный", то есть (Дянь - второе, старое название провинции Юннань). Придуманный в тридцатых годах прошлого века.
Он не такого высокого сорта как тот, что продается в чайных, но мелодия вкуса та же - чернослив, дымок, старое дерево, терпковатая сладость.
Прелесть дяньхунов в том, что они в принципе не бывают плохими. Даже низкосортные вкусны и радуют. В них меньше мёда и фруктов, но вкус все равно насыщенный и гармоничный. Такая в благословенной Юннани хорошая погода и почва.

Индийские чаи (кроме дарджилингов) на него похожи, поскольку это тот же подвид чайного куста и похожий климат.
И та же аудитория - это всё история о переопылении чайных культур англичанами. Сначала в 19 веке англичане стали сажать в Индии чай, потом китайцы в 20 веке высадили в Юннани ассамику и стали ее экспортировать.

Я, конечно, немного утрирую, и сейчас под видом чая в магазине можно купить все что угодно, но обычно европеец считает идеальным черным чаем именно Дянь Хун.
Иногда даже советуют далеким от чайной культуры людям начинать с него.
(я придерживаюсь противоположной позиции - надо сразу пить как можно более непохожее и незнакомое. способность оценить знакомое придёт позже)

А слово "байховый" - это "бай хао", "серебряный пух", покрывающий чайные почки. Это признак что чай делали из молодых, самых ароматных не раскрывшихся еще листьев.
Позже так стали называть вообще весь сколько-нибудь годный чай.
У темных чаев и у дянь хуна он, кстати, "цзинь хао", золотой пух, but who cares.
Tags:

(no subject)
northern_wind
я так понимаю, основное что должен понять желающий быть стильным человек - не надо выглядеть как человек
надо быть ручьем, стихами, силуэтом гор и веткой цветущей сливы
тогда все ок.

это объясняет почему мальчики ругаются на модную одежду

(no subject)
northern_wind
День рождения Теодора Киттельсена, кстати.



лесной северной хтонечки чуть-чутьCollapse )

Норвежец, 1857-1914 годы.
Был смотрителем маяка и иллюстрировал детские сказки, потом нарисовал серию картин про эпидемию чумы.
(на самом деле это логичное продолжение норвежских сказок)

(no subject)
northern_wind


Милый научпоп про реконструкцию реального звучания латыни.
(ну и заодно можно посмотреть как обычно реконструкция происходит)

(no subject)
northern_wind


В предполагаемом Ursprache Тлена, от которого происходят "современные" языки и диалекты, нет существительных, в нем есть безличные глаголы с определениями в виде односложных суффиксов (или префиксов) с адвербиальным значением. Например: нет слова, соответствующего слову "луна", но есть глагол, который можно было бы перевести "лунить" или "лунарить". "Луна поднялась над рекой" звучит "хлер у фанг аксаксаксас мле" или, переводя слово за словом, "вверх над постоянным течь залунело".
(Борхес, "Тлен, Укбар, Orbis tertius")



Продолжу говорить о языке. Начало здесь.

Прежде чем писать про историю лингвистики, надо ответить на вопрос why so serious.

Когда знаешь только родной русский и пару романо-германских языков, все видится обманчиво простым.
Вот они предложения, предложения состоят из слов, слова из корней, приставок и суффиксов. И слова, и корни, и суффиксы что-то значат.
В другом языке может быть другой порядок слов и иная морфология, но все равно это слова и суффиксы.

Как только выходишь за пределы родной индоевропейской парадигмы, защитного мелового круга, начинается магия.


начиная со следующего поста я стану писать понятнее, честное словоCollapse )

Буду рада лайкам, критике и дискуссии.